Standard

Использование цифровых медиаустройств и нейрокогнитивное развитие детей старшего дошкольного возраста. / Zhilyaeva, Tatiana V.; Klekochko, Olesya S.; Taraday, Yuriy M. и др.

в: Clinical Psychology and Special Education, Том 14, № 2, 30.06.2025, стр. 72-95.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

Zhilyaeva, TV, Klekochko, OS, Taraday, YM, Kotkova, AV, Tolstobrova, EM, Panova, IV, Nasonova, U, Brak, IV, Borisov, VY & Borisova, A 2025, 'Использование цифровых медиаустройств и нейрокогнитивное развитие детей старшего дошкольного возраста', Clinical Psychology and Special Education, Том. 14, № 2, стр. 72-95. https://doi.org/10.17759/cpse.2025140205

APA

Zhilyaeva, T. V., Klekochko, O. S., Taraday, Y. M., Kotkova, A. V., Tolstobrova, E. M., Panova, I. V., Nasonova, U., Brak, I. V., Borisov, V. Y., & Borisova, A. (2025). Использование цифровых медиаустройств и нейрокогнитивное развитие детей старшего дошкольного возраста. Clinical Psychology and Special Education, 14(2), 72-95. https://doi.org/10.17759/cpse.2025140205

Vancouver

Zhilyaeva TV, Klekochko OS, Taraday YM, Kotkova AV, Tolstobrova EM, Panova IV и др. Использование цифровых медиаустройств и нейрокогнитивное развитие детей старшего дошкольного возраста. Clinical Psychology and Special Education. 2025 июнь 30;14(2):72-95. doi: 10.17759/cpse.2025140205

Author

Zhilyaeva, Tatiana V. ; Klekochko, Olesya S. ; Taraday, Yuriy M. и др. / Использование цифровых медиаустройств и нейрокогнитивное развитие детей старшего дошкольного возраста. в: Clinical Psychology and Special Education. 2025 ; Том 14, № 2. стр. 72-95.

BibTeX

@article{3375d61e52c94f7285333c9d5a49edc5,
title = "Использование цифровых медиаустройств и нейрокогнитивное развитие детей старшего дошкольного возраста",
abstract = "Цель. Оценка ассоциации ряда показателей использования цифровых медиаустройств с нейрокогнитивным, интеллектуальным и речевым развитием детей дошкольного возраста. Контекст и актуальность. Результаты исследований влияния использования цифровых медиаустройств на нейрокогнитивное развитие детей остаются противоречивыми, исследования в выборках детей дошкольного возраста малочисленны, в России до сих пор отсутствует законодательная база и рекомендации для родителей по ограничению цифровой среды для детей различных возрастных категорий. Материалы и методы. Исследование носит кросс-секционный наблюдательный, а также ретроспективный (при оценке ряда характеристик) дизайн. Наличие и характер ассоциаций проверялись посредством корреляционного анализа и сравнения подгрупп с разными качественными признаками. Участники: Российская выборка детей старшего дошкольного возраста: N = 166 (107 мальчиков, средний возраст 6,5 [6,0; 7,0] — медиана и межквартильный размах). Методы (инструменты): стандартизированное обследование психиатром, нейропсихологом, анкета родителя об использовании ребенком цифровой среды, Международная шкала продуктивности Leiter3, аппаратно-программный комплекс (АПК) SHUHFRIED, методика «Клиническая оценка развития базовых лингвистических компетенций» (КОРАБЛИК).Результаты. Обнаружены значимые отрицательные ассоциации использования гаджетов с речевым, интеллектуальным развитием, акустическим и зрительным гнозисом, оперативной и механической вербальной памятью. Негативное влияние на нейропсихическое развитие оказывает как возраст начала использования гаджетов, так и среднее ежедневное время использования гаджетов в старшем дошкольном возрасте. Получены также положительные ассоциации использования гаджетов с рядом показателей тестирования с помощью АПК SHUHFRIED, которые могут объясняться натренированностью навыка взаимодействия с цифровыми устройствами у детей, чаще использующих гаджеты. Выводы. Использование гаджетов негативно сказывается на целом ряде показателей нейрокогнитивного развития дошкольников. Разнонаправленные ассоциации, полученные с помощью цифровых и нецифровых методов оценки когнитивных функций и нецифровых, требуют дальнейшего изучения.",
keywords = "digital environment, fluid intelligence, gadgets, neurocognitive functions, preschool children, speech development, Цифровая среда, Гаджеты, Дети дошкольного возраста, Флюидный интеллект, Речевое развитие, Нейрокогнтивные функции",
author = "Zhilyaeva, {Tatiana V.} and Klekochko, {Olesya S.} and Taraday, {Yuriy M.} and Kotkova, {Angelina V.} and Tolstobrova, {Ekaterina M.} and Panova, {Irina V.} and Ulyana Nasonova and Brak, {Ivan V.} and Borisov, {Valentin Yu.} and Anastasia Borisova",
note = "Исследование выполнено при финансовой поддержке Программы «Приоритет-2030», проект «Исследование нейробиологических предикторов академической успешности ребенка», в рамках стратегического проекта ФГБОУ ВО ПИМУ Минздрава РФ «Адаптационный потенциал психического здоровья ребенка как фактор индивидуального успеха». Использование цифровых медиаустройств и нейрокогнитивное развитие детей старшего дошкольного возраста / Т. В. Жиляева, О. С. Клекочко, Ю. М. Тарадай, А. В. Коткова, Е. М. Толстоброва, И. В. Панова, У. А. Насонова, И. В. Брак, В. Ю. Борисов, А. М. Борисова // Клиническая и специальная психология. - 2025. - № 14. Т. 2, - С. 72—95. DOI 0.17759/cpse.2025140205 ",
year = "2025",
month = jun,
day = "30",
doi = "10.17759/cpse.2025140205",
language = "русский",
volume = "14",
pages = "72--95",
journal = "Clinical Psychology and Special Education",
issn = "2304-0394",
publisher = "ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»",
number = "2",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Использование цифровых медиаустройств и нейрокогнитивное развитие детей старшего дошкольного возраста

AU - Zhilyaeva, Tatiana V.

AU - Klekochko, Olesya S.

AU - Taraday, Yuriy M.

AU - Kotkova, Angelina V.

AU - Tolstobrova, Ekaterina M.

AU - Panova, Irina V.

AU - Nasonova, Ulyana

AU - Brak, Ivan V.

AU - Borisov, Valentin Yu.

AU - Borisova, Anastasia

N1 - Исследование выполнено при финансовой поддержке Программы «Приоритет-2030», проект «Исследование нейробиологических предикторов академической успешности ребенка», в рамках стратегического проекта ФГБОУ ВО ПИМУ Минздрава РФ «Адаптационный потенциал психического здоровья ребенка как фактор индивидуального успеха». Использование цифровых медиаустройств и нейрокогнитивное развитие детей старшего дошкольного возраста / Т. В. Жиляева, О. С. Клекочко, Ю. М. Тарадай, А. В. Коткова, Е. М. Толстоброва, И. В. Панова, У. А. Насонова, И. В. Брак, В. Ю. Борисов, А. М. Борисова // Клиническая и специальная психология. - 2025. - № 14. Т. 2, - С. 72—95. DOI 0.17759/cpse.2025140205

PY - 2025/6/30

Y1 - 2025/6/30

N2 - Цель. Оценка ассоциации ряда показателей использования цифровых медиаустройств с нейрокогнитивным, интеллектуальным и речевым развитием детей дошкольного возраста. Контекст и актуальность. Результаты исследований влияния использования цифровых медиаустройств на нейрокогнитивное развитие детей остаются противоречивыми, исследования в выборках детей дошкольного возраста малочисленны, в России до сих пор отсутствует законодательная база и рекомендации для родителей по ограничению цифровой среды для детей различных возрастных категорий. Материалы и методы. Исследование носит кросс-секционный наблюдательный, а также ретроспективный (при оценке ряда характеристик) дизайн. Наличие и характер ассоциаций проверялись посредством корреляционного анализа и сравнения подгрупп с разными качественными признаками. Участники: Российская выборка детей старшего дошкольного возраста: N = 166 (107 мальчиков, средний возраст 6,5 [6,0; 7,0] — медиана и межквартильный размах). Методы (инструменты): стандартизированное обследование психиатром, нейропсихологом, анкета родителя об использовании ребенком цифровой среды, Международная шкала продуктивности Leiter3, аппаратно-программный комплекс (АПК) SHUHFRIED, методика «Клиническая оценка развития базовых лингвистических компетенций» (КОРАБЛИК).Результаты. Обнаружены значимые отрицательные ассоциации использования гаджетов с речевым, интеллектуальным развитием, акустическим и зрительным гнозисом, оперативной и механической вербальной памятью. Негативное влияние на нейропсихическое развитие оказывает как возраст начала использования гаджетов, так и среднее ежедневное время использования гаджетов в старшем дошкольном возрасте. Получены также положительные ассоциации использования гаджетов с рядом показателей тестирования с помощью АПК SHUHFRIED, которые могут объясняться натренированностью навыка взаимодействия с цифровыми устройствами у детей, чаще использующих гаджеты. Выводы. Использование гаджетов негативно сказывается на целом ряде показателей нейрокогнитивного развития дошкольников. Разнонаправленные ассоциации, полученные с помощью цифровых и нецифровых методов оценки когнитивных функций и нецифровых, требуют дальнейшего изучения.

AB - Цель. Оценка ассоциации ряда показателей использования цифровых медиаустройств с нейрокогнитивным, интеллектуальным и речевым развитием детей дошкольного возраста. Контекст и актуальность. Результаты исследований влияния использования цифровых медиаустройств на нейрокогнитивное развитие детей остаются противоречивыми, исследования в выборках детей дошкольного возраста малочисленны, в России до сих пор отсутствует законодательная база и рекомендации для родителей по ограничению цифровой среды для детей различных возрастных категорий. Материалы и методы. Исследование носит кросс-секционный наблюдательный, а также ретроспективный (при оценке ряда характеристик) дизайн. Наличие и характер ассоциаций проверялись посредством корреляционного анализа и сравнения подгрупп с разными качественными признаками. Участники: Российская выборка детей старшего дошкольного возраста: N = 166 (107 мальчиков, средний возраст 6,5 [6,0; 7,0] — медиана и межквартильный размах). Методы (инструменты): стандартизированное обследование психиатром, нейропсихологом, анкета родителя об использовании ребенком цифровой среды, Международная шкала продуктивности Leiter3, аппаратно-программный комплекс (АПК) SHUHFRIED, методика «Клиническая оценка развития базовых лингвистических компетенций» (КОРАБЛИК).Результаты. Обнаружены значимые отрицательные ассоциации использования гаджетов с речевым, интеллектуальным развитием, акустическим и зрительным гнозисом, оперативной и механической вербальной памятью. Негативное влияние на нейропсихическое развитие оказывает как возраст начала использования гаджетов, так и среднее ежедневное время использования гаджетов в старшем дошкольном возрасте. Получены также положительные ассоциации использования гаджетов с рядом показателей тестирования с помощью АПК SHUHFRIED, которые могут объясняться натренированностью навыка взаимодействия с цифровыми устройствами у детей, чаще использующих гаджеты. Выводы. Использование гаджетов негативно сказывается на целом ряде показателей нейрокогнитивного развития дошкольников. Разнонаправленные ассоциации, полученные с помощью цифровых и нецифровых методов оценки когнитивных функций и нецифровых, требуют дальнейшего изучения.

KW - digital environment

KW - fluid intelligence

KW - gadgets

KW - neurocognitive functions

KW - preschool children

KW - speech development

KW - Цифровая среда

KW - Гаджеты

KW - Дети дошкольного возраста

KW - Флюидный интеллект

KW - Речевое развитие

KW - Нейрокогнтивные функции

UR - https://www.mendeley.com/catalogue/8605a54c-a3ba-3102-b026-442f3b47d1c2/

UR - https://www.scopus.com/inward/record.uri?partnerID=HzOxMe3b&scp=105015095409&origin=inward

UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=82865250

U2 - 10.17759/cpse.2025140205

DO - 10.17759/cpse.2025140205

M3 - статья

VL - 14

SP - 72

EP - 95

JO - Clinical Psychology and Special Education

JF - Clinical Psychology and Special Education

SN - 2304-0394

IS - 2

ER -

ID: 69360404