Использование цифровых медиаустройств и нейрокогнитивное развитие детей старшего дошкольного возраста. / Zhilyaeva, Tatiana V.; Klekochko, Olesya S.; Taraday, Yuriy M. et al.
In: Clinical Psychology and Special Education, Vol. 14, No. 2, 30.06.2025, p. 72-95.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Использование цифровых медиаустройств и нейрокогнитивное развитие детей старшего дошкольного возраста
AU - Zhilyaeva, Tatiana V.
AU - Klekochko, Olesya S.
AU - Taraday, Yuriy M.
AU - Kotkova, Angelina V.
AU - Tolstobrova, Ekaterina M.
AU - Panova, Irina V.
AU - Nasonova, Ulyana
AU - Brak, Ivan V.
AU - Borisov, Valentin Yu.
AU - Borisova, Anastasia
N1 - Исследование выполнено при финансовой поддержке Программы «Приоритет-2030», проект «Исследование нейробиологических предикторов академической успешности ребенка», в рамках стратегического проекта ФГБОУ ВО ПИМУ Минздрава РФ «Адаптационный потенциал психического здоровья ребенка как фактор индивидуального успеха». Использование цифровых медиаустройств и нейрокогнитивное развитие детей старшего дошкольного возраста / Т. В. Жиляева, О. С. Клекочко, Ю. М. Тарадай, А. В. Коткова, Е. М. Толстоброва, И. В. Панова, У. А. Насонова, И. В. Брак, В. Ю. Борисов, А. М. Борисова // Клиническая и специальная психология. - 2025. - № 14. Т. 2, - С. 72—95. DOI 0.17759/cpse.2025140205
PY - 2025/6/30
Y1 - 2025/6/30
N2 - Цель. Оценка ассоциации ряда показателей использования цифровых медиаустройств с нейрокогнитивным, интеллектуальным и речевым развитием детей дошкольного возраста. Контекст и актуальность. Результаты исследований влияния использования цифровых медиаустройств на нейрокогнитивное развитие детей остаются противоречивыми, исследования в выборках детей дошкольного возраста малочисленны, в России до сих пор отсутствует законодательная база и рекомендации для родителей по ограничению цифровой среды для детей различных возрастных категорий. Материалы и методы. Исследование носит кросс-секционный наблюдательный, а также ретроспективный (при оценке ряда характеристик) дизайн. Наличие и характер ассоциаций проверялись посредством корреляционного анализа и сравнения подгрупп с разными качественными признаками. Участники: Российская выборка детей старшего дошкольного возраста: N = 166 (107 мальчиков, средний возраст 6,5 [6,0; 7,0] — медиана и межквартильный размах). Методы (инструменты): стандартизированное обследование психиатром, нейропсихологом, анкета родителя об использовании ребенком цифровой среды, Международная шкала продуктивности Leiter3, аппаратно-программный комплекс (АПК) SHUHFRIED, методика «Клиническая оценка развития базовых лингвистических компетенций» (КОРАБЛИК).Результаты. Обнаружены значимые отрицательные ассоциации использования гаджетов с речевым, интеллектуальным развитием, акустическим и зрительным гнозисом, оперативной и механической вербальной памятью. Негативное влияние на нейропсихическое развитие оказывает как возраст начала использования гаджетов, так и среднее ежедневное время использования гаджетов в старшем дошкольном возрасте. Получены также положительные ассоциации использования гаджетов с рядом показателей тестирования с помощью АПК SHUHFRIED, которые могут объясняться натренированностью навыка взаимодействия с цифровыми устройствами у детей, чаще использующих гаджеты. Выводы. Использование гаджетов негативно сказывается на целом ряде показателей нейрокогнитивного развития дошкольников. Разнонаправленные ассоциации, полученные с помощью цифровых и нецифровых методов оценки когнитивных функций и нецифровых, требуют дальнейшего изучения.
AB - Цель. Оценка ассоциации ряда показателей использования цифровых медиаустройств с нейрокогнитивным, интеллектуальным и речевым развитием детей дошкольного возраста. Контекст и актуальность. Результаты исследований влияния использования цифровых медиаустройств на нейрокогнитивное развитие детей остаются противоречивыми, исследования в выборках детей дошкольного возраста малочисленны, в России до сих пор отсутствует законодательная база и рекомендации для родителей по ограничению цифровой среды для детей различных возрастных категорий. Материалы и методы. Исследование носит кросс-секционный наблюдательный, а также ретроспективный (при оценке ряда характеристик) дизайн. Наличие и характер ассоциаций проверялись посредством корреляционного анализа и сравнения подгрупп с разными качественными признаками. Участники: Российская выборка детей старшего дошкольного возраста: N = 166 (107 мальчиков, средний возраст 6,5 [6,0; 7,0] — медиана и межквартильный размах). Методы (инструменты): стандартизированное обследование психиатром, нейропсихологом, анкета родителя об использовании ребенком цифровой среды, Международная шкала продуктивности Leiter3, аппаратно-программный комплекс (АПК) SHUHFRIED, методика «Клиническая оценка развития базовых лингвистических компетенций» (КОРАБЛИК).Результаты. Обнаружены значимые отрицательные ассоциации использования гаджетов с речевым, интеллектуальным развитием, акустическим и зрительным гнозисом, оперативной и механической вербальной памятью. Негативное влияние на нейропсихическое развитие оказывает как возраст начала использования гаджетов, так и среднее ежедневное время использования гаджетов в старшем дошкольном возрасте. Получены также положительные ассоциации использования гаджетов с рядом показателей тестирования с помощью АПК SHUHFRIED, которые могут объясняться натренированностью навыка взаимодействия с цифровыми устройствами у детей, чаще использующих гаджеты. Выводы. Использование гаджетов негативно сказывается на целом ряде показателей нейрокогнитивного развития дошкольников. Разнонаправленные ассоциации, полученные с помощью цифровых и нецифровых методов оценки когнитивных функций и нецифровых, требуют дальнейшего изучения.
KW - digital environment
KW - fluid intelligence
KW - gadgets
KW - neurocognitive functions
KW - preschool children
KW - speech development
KW - Цифровая среда
KW - Гаджеты
KW - Дети дошкольного возраста
KW - Флюидный интеллект
KW - Речевое развитие
KW - Нейрокогнтивные функции
UR - https://www.mendeley.com/catalogue/8605a54c-a3ba-3102-b026-442f3b47d1c2/
UR - https://www.scopus.com/inward/record.uri?partnerID=HzOxMe3b&scp=105015095409&origin=inward
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=82865250
U2 - 10.17759/cpse.2025140205
DO - 10.17759/cpse.2025140205
M3 - статья
VL - 14
SP - 72
EP - 95
JO - Clinical Psychology and Special Education
JF - Clinical Psychology and Special Education
SN - 2304-0394
IS - 2
ER -
ID: 69360404