Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Временные изменения уровня эмоциональных и поведенческих проблем детей по данным педагогов в 1999–2021 гг. / Slobodskaya, Helena R.; Kornienko, Olga S.; Petrenko, Evgeniya N. и др.
в: Психиатрия, Том 23, № 1, 2025, стр. 18-27.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Временные изменения уровня эмоциональных и поведенческих проблем детей по данным педагогов в 1999–2021 гг.
AU - Slobodskaya, Helena R.
AU - Kornienko, Olga S.
AU - Petrenko, Evgeniya N.
AU - Varshal, Aleksandra V.
AU - Kozlova, Elena A.
AU - Safronova, Margarita V.
N1 - работа выполнена за счет средств федерального бюджета на проведение фундаментальных научных исследований (тема No 122042700001-9) и при поддержке Российского научного фонда, проект 21-15-00033 «Изменения психического здоровья российских детей и подростков на фоне пандемии с учетом секулярных трендов» Временные изменения уровня эмоциональных и поведенческих проблем детей по данным педагогов в 1999–2021 гг. / Е.Р. Слободская, О.С. Корниенко, Е.Н. Петренко, А.В. Варшал, Е.А. Козлова, М.В. Сафронова // Психиатрия. - 2025. - 23 (1). - С. 18-27. DOI: 10.30629/2618-6667-2025-23-1-18-27
PY - 2025
Y1 - 2025
N2 - Обоснование: исследование секулярных трендов дает важную информацию для понимания и прогнозирования развития психического здоровья детей. Глобальные стрессы, такие как пандемия, накладываются на тренды, определяя уровень психического здоровья в каждой половозрастной группе. Наблюдения педагогов могут существенно дополнить представление о временных изменениях эмоциональных и поведенческих проблем у детей. Цель исследования: изучить временные изменения уровня эмоциональных и поведенческих проблем детей в XXI-м столетии по оценкам педагогов. Методы: в 1999–2021 г. педагоги образовательных учреждений сибирских регионов заполняли опросник «Сильные стороны и трудности» (Strengths and Difficulties Questionnaire, SDQ), позволяющий оценить уровень эмоциональных и поведенческих проблем и просоциального поведения детей. Исследование охватило 5987 детей (48% мальчиков) 2–18 лет (средний возраст 9,9 года, SD = 3,9). Временные изменения изучали с помощью генерализованных оценочных уравнений (generalized estimating equations, GEE) с учетом кластеризации, пола и возраста. Результаты: по данным педагогов выраженность эмоциональных и поведенческих проблем за изученный период прогрессивно снижалась. У мальчиков с 1999 до 2004 г. уровень гиперактивности-невнимательности, экстернализации и общего числа проблем нарастал, но дальнейшее уменьшение поведенческих проблем было более выраженным, чем у девочек. Во время пандемии уровень всех проблем психического здоровья был существенно выше ожидаемого. Педагоги отмечали значительно больше эмоциональных и поведенческих проблем и более низкий уровень просоциального поведения у мальчиков, чем у девочек. С увеличением возраста выраженность эмоциональных проблем у девочек нарастала, а у мальчиков не изменялась. Заключение: по данным педагогов в течение 23-летнего периода выявлены в целом позитивные изменения эмоциональных и поведенческих проблем детей в сторону их уменьшения. Однако во время глобального стресса, связанного с пандемией, педагоги отмечали более высокий уровень всех проблем психического здоровья детей. Для выяснения возможных причин секулярных трендов и прогноза путей развития психического здоровья детей необходимы дальнейшие исследования.
AB - Обоснование: исследование секулярных трендов дает важную информацию для понимания и прогнозирования развития психического здоровья детей. Глобальные стрессы, такие как пандемия, накладываются на тренды, определяя уровень психического здоровья в каждой половозрастной группе. Наблюдения педагогов могут существенно дополнить представление о временных изменениях эмоциональных и поведенческих проблем у детей. Цель исследования: изучить временные изменения уровня эмоциональных и поведенческих проблем детей в XXI-м столетии по оценкам педагогов. Методы: в 1999–2021 г. педагоги образовательных учреждений сибирских регионов заполняли опросник «Сильные стороны и трудности» (Strengths and Difficulties Questionnaire, SDQ), позволяющий оценить уровень эмоциональных и поведенческих проблем и просоциального поведения детей. Исследование охватило 5987 детей (48% мальчиков) 2–18 лет (средний возраст 9,9 года, SD = 3,9). Временные изменения изучали с помощью генерализованных оценочных уравнений (generalized estimating equations, GEE) с учетом кластеризации, пола и возраста. Результаты: по данным педагогов выраженность эмоциональных и поведенческих проблем за изученный период прогрессивно снижалась. У мальчиков с 1999 до 2004 г. уровень гиперактивности-невнимательности, экстернализации и общего числа проблем нарастал, но дальнейшее уменьшение поведенческих проблем было более выраженным, чем у девочек. Во время пандемии уровень всех проблем психического здоровья был существенно выше ожидаемого. Педагоги отмечали значительно больше эмоциональных и поведенческих проблем и более низкий уровень просоциального поведения у мальчиков, чем у девочек. С увеличением возраста выраженность эмоциональных проблем у девочек нарастала, а у мальчиков не изменялась. Заключение: по данным педагогов в течение 23-летнего периода выявлены в целом позитивные изменения эмоциональных и поведенческих проблем детей в сторону их уменьшения. Однако во время глобального стресса, связанного с пандемией, педагоги отмечали более высокий уровень всех проблем психического здоровья детей. Для выяснения возможных причин секулярных трендов и прогноза путей развития психического здоровья детей необходимы дальнейшие исследования.
KW - COVID-19 pandemic
KW - children and adolescents
KW - emotional and behavioural problems
KW - mental health
KW - secular trends
KW - time changes
KW - временне изменения
KW - дети и подростки
KW - пандемия COVID-19
KW - психическое здоровье
KW - секулярные тренды
KW - эмоциональные и поведенческие проблемы
UR - https://www.mendeley.com/catalogue/b06aae29-5d0c-3843-8f62-4e5bfc5de561/
UR - https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-105007931366&origin=inward&txGid=58b85ac67fbfad938bcb1fac1727e2d9
U2 - 10.30629/2618-6667-2025-23-1-18-27
DO - 10.30629/2618-6667-2025-23-1-18-27
M3 - статья
VL - 23
SP - 18
EP - 27
JO - Психиатрия
JF - Психиатрия
SN - 1683-8319
IS - 1
ER -
ID: 68029621