Standard

Временные изменения уровня эмоциональных и поведенческих проблем детей по данным педагогов в 1999–2021 гг. / Slobodskaya, Helena R.; Kornienko, Olga S.; Petrenko, Evgeniya N. и др.

в: Психиатрия, Том 23, № 1, 2025, стр. 18-27.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{ed7b34a5fc4b43e28bd47ce7f882e41d,
title = "Временные изменения уровня эмоциональных и поведенческих проблем детей по данным педагогов в 1999–2021 гг.",
abstract = "Обоснование: исследование секулярных трендов дает важную информацию для понимания и прогнозирования развития психического здоровья детей. Глобальные стрессы, такие как пандемия, накладываются на тренды, определяя уровень психического здоровья в каждой половозрастной группе. Наблюдения педагогов могут существенно дополнить представление о временных изменениях эмоциональных и поведенческих проблем у детей. Цель исследования: изучить временные изменения уровня эмоциональных и поведенческих проблем детей в XXI-м столетии по оценкам педагогов. Методы: в 1999–2021 г. педагоги образовательных учреждений сибирских регионов заполняли опросник «Сильные стороны и трудности» (Strengths and Difficulties Questionnaire, SDQ), позволяющий оценить уровень эмоциональных и поведенческих проблем и просоциального поведения детей. Исследование охватило 5987 детей (48% мальчиков) 2–18 лет (средний возраст 9,9 года, SD = 3,9). Временные изменения изучали с помощью генерализованных оценочных уравнений (generalized estimating equations, GEE) с учетом кластеризации, пола и возраста. Результаты: по данным педагогов выраженность эмоциональных и поведенческих проблем за изученный период прогрессивно снижалась. У мальчиков с 1999 до 2004 г. уровень гиперактивности-невнимательности, экстернализации и общего числа проблем нарастал, но дальнейшее уменьшение поведенческих проблем было более выраженным, чем у девочек. Во время пандемии уровень всех проблем психического здоровья был существенно выше ожидаемого. Педагоги отмечали значительно больше эмоциональных и поведенческих проблем и более низкий уровень просоциального поведения у мальчиков, чем у девочек. С увеличением возраста выраженность эмоциональных проблем у девочек нарастала, а у мальчиков не изменялась. Заключение: по данным педагогов в течение 23-летнего периода выявлены в целом позитивные изменения эмоциональных и поведенческих проблем детей в сторону их уменьшения. Однако во время глобального стресса, связанного с пандемией, педагоги отмечали более высокий уровень всех проблем психического здоровья детей. Для выяснения возможных причин секулярных трендов и прогноза путей развития психического здоровья детей необходимы дальнейшие исследования.",
keywords = "COVID-19 pandemic, children and adolescents, emotional and behavioural problems, mental health, secular trends, time changes, временне изменения, дети и подростки, пандемия COVID-19, психическое здоровье, секулярные тренды, эмоциональные и поведенческие проблемы",
author = "Slobodskaya, {Helena R.} and Kornienko, {Olga S.} and Petrenko, {Evgeniya N.} and Varshal, {Aleksandra V.} and Kozlova, {Elena A.} and Safronova, {Margarita V.}",
note = "работа выполнена за счет средств федерального бюджета на проведение фундаментальных научных исследований (тема No 122042700001-9) и при поддержке Российского научного фонда, проект 21-15-00033 «Изменения психического здоровья российских детей и подростков на фоне пандемии с учетом секулярных трендов» Временные изменения уровня эмоциональных и поведенческих проблем детей по данным педагогов в 1999–2021 гг. / Е.Р. Слободская, О.С. Корниенко, Е.Н. Петренко, А.В. Варшал, Е.А. Козлова, М.В. Сафронова // Психиатрия. - 2025. - 23 (1). - С. 18-27. DOI: 10.30629/2618-6667-2025-23-1-18-27",
year = "2025",
doi = "10.30629/2618-6667-2025-23-1-18-27",
language = "русский",
volume = "23",
pages = "18--27",
journal = "Психиатрия",
issn = "1683-8319",
publisher = "ООО {"}Медицинское информационное агентство{"}",
number = "1",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Временные изменения уровня эмоциональных и поведенческих проблем детей по данным педагогов в 1999–2021 гг.

AU - Slobodskaya, Helena R.

AU - Kornienko, Olga S.

AU - Petrenko, Evgeniya N.

AU - Varshal, Aleksandra V.

AU - Kozlova, Elena A.

AU - Safronova, Margarita V.

N1 - работа выполнена за счет средств федерального бюджета на проведение фундаментальных научных исследований (тема No 122042700001-9) и при поддержке Российского научного фонда, проект 21-15-00033 «Изменения психического здоровья российских детей и подростков на фоне пандемии с учетом секулярных трендов» Временные изменения уровня эмоциональных и поведенческих проблем детей по данным педагогов в 1999–2021 гг. / Е.Р. Слободская, О.С. Корниенко, Е.Н. Петренко, А.В. Варшал, Е.А. Козлова, М.В. Сафронова // Психиатрия. - 2025. - 23 (1). - С. 18-27. DOI: 10.30629/2618-6667-2025-23-1-18-27

PY - 2025

Y1 - 2025

N2 - Обоснование: исследование секулярных трендов дает важную информацию для понимания и прогнозирования развития психического здоровья детей. Глобальные стрессы, такие как пандемия, накладываются на тренды, определяя уровень психического здоровья в каждой половозрастной группе. Наблюдения педагогов могут существенно дополнить представление о временных изменениях эмоциональных и поведенческих проблем у детей. Цель исследования: изучить временные изменения уровня эмоциональных и поведенческих проблем детей в XXI-м столетии по оценкам педагогов. Методы: в 1999–2021 г. педагоги образовательных учреждений сибирских регионов заполняли опросник «Сильные стороны и трудности» (Strengths and Difficulties Questionnaire, SDQ), позволяющий оценить уровень эмоциональных и поведенческих проблем и просоциального поведения детей. Исследование охватило 5987 детей (48% мальчиков) 2–18 лет (средний возраст 9,9 года, SD = 3,9). Временные изменения изучали с помощью генерализованных оценочных уравнений (generalized estimating equations, GEE) с учетом кластеризации, пола и возраста. Результаты: по данным педагогов выраженность эмоциональных и поведенческих проблем за изученный период прогрессивно снижалась. У мальчиков с 1999 до 2004 г. уровень гиперактивности-невнимательности, экстернализации и общего числа проблем нарастал, но дальнейшее уменьшение поведенческих проблем было более выраженным, чем у девочек. Во время пандемии уровень всех проблем психического здоровья был существенно выше ожидаемого. Педагоги отмечали значительно больше эмоциональных и поведенческих проблем и более низкий уровень просоциального поведения у мальчиков, чем у девочек. С увеличением возраста выраженность эмоциональных проблем у девочек нарастала, а у мальчиков не изменялась. Заключение: по данным педагогов в течение 23-летнего периода выявлены в целом позитивные изменения эмоциональных и поведенческих проблем детей в сторону их уменьшения. Однако во время глобального стресса, связанного с пандемией, педагоги отмечали более высокий уровень всех проблем психического здоровья детей. Для выяснения возможных причин секулярных трендов и прогноза путей развития психического здоровья детей необходимы дальнейшие исследования.

AB - Обоснование: исследование секулярных трендов дает важную информацию для понимания и прогнозирования развития психического здоровья детей. Глобальные стрессы, такие как пандемия, накладываются на тренды, определяя уровень психического здоровья в каждой половозрастной группе. Наблюдения педагогов могут существенно дополнить представление о временных изменениях эмоциональных и поведенческих проблем у детей. Цель исследования: изучить временные изменения уровня эмоциональных и поведенческих проблем детей в XXI-м столетии по оценкам педагогов. Методы: в 1999–2021 г. педагоги образовательных учреждений сибирских регионов заполняли опросник «Сильные стороны и трудности» (Strengths and Difficulties Questionnaire, SDQ), позволяющий оценить уровень эмоциональных и поведенческих проблем и просоциального поведения детей. Исследование охватило 5987 детей (48% мальчиков) 2–18 лет (средний возраст 9,9 года, SD = 3,9). Временные изменения изучали с помощью генерализованных оценочных уравнений (generalized estimating equations, GEE) с учетом кластеризации, пола и возраста. Результаты: по данным педагогов выраженность эмоциональных и поведенческих проблем за изученный период прогрессивно снижалась. У мальчиков с 1999 до 2004 г. уровень гиперактивности-невнимательности, экстернализации и общего числа проблем нарастал, но дальнейшее уменьшение поведенческих проблем было более выраженным, чем у девочек. Во время пандемии уровень всех проблем психического здоровья был существенно выше ожидаемого. Педагоги отмечали значительно больше эмоциональных и поведенческих проблем и более низкий уровень просоциального поведения у мальчиков, чем у девочек. С увеличением возраста выраженность эмоциональных проблем у девочек нарастала, а у мальчиков не изменялась. Заключение: по данным педагогов в течение 23-летнего периода выявлены в целом позитивные изменения эмоциональных и поведенческих проблем детей в сторону их уменьшения. Однако во время глобального стресса, связанного с пандемией, педагоги отмечали более высокий уровень всех проблем психического здоровья детей. Для выяснения возможных причин секулярных трендов и прогноза путей развития психического здоровья детей необходимы дальнейшие исследования.

KW - COVID-19 pandemic

KW - children and adolescents

KW - emotional and behavioural problems

KW - mental health

KW - secular trends

KW - time changes

KW - временне изменения

KW - дети и подростки

KW - пандемия COVID-19

KW - психическое здоровье

KW - секулярные тренды

KW - эмоциональные и поведенческие проблемы

UR - https://www.mendeley.com/catalogue/b06aae29-5d0c-3843-8f62-4e5bfc5de561/

UR - https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-105007931366&origin=inward&txGid=58b85ac67fbfad938bcb1fac1727e2d9

U2 - 10.30629/2618-6667-2025-23-1-18-27

DO - 10.30629/2618-6667-2025-23-1-18-27

M3 - статья

VL - 23

SP - 18

EP - 27

JO - Психиатрия

JF - Психиатрия

SN - 1683-8319

IS - 1

ER -

ID: 68029621