Standard

Вклад семейных факторов в психическое здоровье младших школьников до и во время пандемии COVID-19. / Kozlova, Elena A.; Petrenko, Evgenia N.; Varshal, Aleksandra V. и др.

в: Psychology, Journal of the Higher School of Economics, Том 20, № 4, 8, 2023, стр. 757-772.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

Kozlova, EA, Petrenko, EN, Varshal, AV, Leto, IV, Grishkevich, ME, Rezun, EV, Kornienko, OS & Slobodskaya, HR 2023, 'Вклад семейных факторов в психическое здоровье младших школьников до и во время пандемии COVID-19', Psychology, Journal of the Higher School of Economics, Том. 20, № 4, 8, стр. 757-772. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2023-4-757-772

APA

Vancouver

Kozlova EA, Petrenko EN, Varshal AV, Leto IV, Grishkevich ME, Rezun EV и др. Вклад семейных факторов в психическое здоровье младших школьников до и во время пандемии COVID-19. Psychology, Journal of the Higher School of Economics. 2023;20(4):757-772. 8. doi: 10.17323/1813-8918-2023-4-757-772

Author

BibTeX

@article{fb19b0ee985549ccbf4918c73bb6cdc3,
title = "Вклад семейных факторов в психическое здоровье младших школьников до и во время пандемии COVID-19",
abstract = "Целью эмпирического исследования являлось изучение вклада дистальных и проксимальных семейных факторов в психическое здоровье российских детей до и во время пандемии COVID19. В исследовании приняли участие родители и основные воспитатели (опекуны, бабушки/де - душ ки) 1985 детей от 6 до 12 лет. Выборка 2011-2019 гг. включала 1403 ребенка (53% девочек; средний возраст M = 8.6; SD = 1.2); выборка 2020-2021 гг. включала 582 ребенка (50% девочек; средний возраст M = 8.8; SD = 1.4). В исследовании использовали получившие международное признание и валидизированные в России стандартизованные родительские опросники с установленной обоснованностью и надежностью. Психическое здоровье детей изучали с помощью опросника «Сильные стороны и трудности» (SDQ), семейные факторы - с помощью социально-демографической анкеты, краткой шкалы сплоченности семьи и краткой формы Ала бамского опросника родительского воспитания (APQ-BF). Результаты исследования показали, что во время пандемии родители детей младшего школьного возраста ниже оценивали сплоченность семьи, реже применяли позитивные воспитательные практики и были менее последовательны при дисциплинировании детей. Высокий уровень вовлеченности родителей способствовал сохранению уровня просоциального поведения детей во время пандемии COVID-19, а при среднем и низком уровнях вовлеченности родителей выраженность просоциального поведения у детей во время пандемии снижалась. Рост экстернальных и интернальных проблем психического здоровья у детей во время пандемии наблюдался только в семьях с низким уровнем сплоченности. Низкий уровень образования родителей способствовал ослаблению негативного влияния проблем психического здоровья детей на их каждодневную жизнь, а высокий уровень образования родителей, напротив, создавал риск повышенного влияния данных проблем. Полученные результаты могут быть использованы с целью разработки обоснованных программ профилактики и коррекции проблем психического здоровья детей младшего школьного возраста и их семей.",
keywords = "COVID-19 pandemic, children, family cohesion, family factors, mental health, parenting practices",
author = "Kozlova, {Elena A.} and Petrenko, {Evgenia N.} and Varshal, {Aleksandra V.} and Leto, {Irina V.} and Grishkevich, {Marina E.} and Rezun, {Ekaterina V.} and Kornienko, {Olga S.} and Slobodskaya, {Helena R.}",
note = "Козлова Е.А., Петренко Е.Н., Варшал А.В., Лето И.В., Гришкевич М.Е., Резун Е.В., Корниенко О.С., Слободская Е.Р. Вклад семейных факторов в психическое здоровье младших школьников до и во время пандемии COVID-19 // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2023. – Т. 20. - № 4. – С. 757-772. Исследование выполнено при поддержке РНФ, проект № 21-15-00033.",
year = "2023",
doi = "10.17323/1813-8918-2023-4-757-772",
language = "русский",
volume = "20",
pages = "757--772",
journal = "Psychology, Journal of the Higher School of Economics",
issn = "1813-8918",
publisher = "National Research University Higher School of Economics",
number = "4",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Вклад семейных факторов в психическое здоровье младших школьников до и во время пандемии COVID-19

AU - Kozlova, Elena A.

AU - Petrenko, Evgenia N.

AU - Varshal, Aleksandra V.

AU - Leto, Irina V.

AU - Grishkevich, Marina E.

AU - Rezun, Ekaterina V.

AU - Kornienko, Olga S.

AU - Slobodskaya, Helena R.

N1 - Козлова Е.А., Петренко Е.Н., Варшал А.В., Лето И.В., Гришкевич М.Е., Резун Е.В., Корниенко О.С., Слободская Е.Р. Вклад семейных факторов в психическое здоровье младших школьников до и во время пандемии COVID-19 // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2023. – Т. 20. - № 4. – С. 757-772. Исследование выполнено при поддержке РНФ, проект № 21-15-00033.

PY - 2023

Y1 - 2023

N2 - Целью эмпирического исследования являлось изучение вклада дистальных и проксимальных семейных факторов в психическое здоровье российских детей до и во время пандемии COVID19. В исследовании приняли участие родители и основные воспитатели (опекуны, бабушки/де - душ ки) 1985 детей от 6 до 12 лет. Выборка 2011-2019 гг. включала 1403 ребенка (53% девочек; средний возраст M = 8.6; SD = 1.2); выборка 2020-2021 гг. включала 582 ребенка (50% девочек; средний возраст M = 8.8; SD = 1.4). В исследовании использовали получившие международное признание и валидизированные в России стандартизованные родительские опросники с установленной обоснованностью и надежностью. Психическое здоровье детей изучали с помощью опросника «Сильные стороны и трудности» (SDQ), семейные факторы - с помощью социально-демографической анкеты, краткой шкалы сплоченности семьи и краткой формы Ала бамского опросника родительского воспитания (APQ-BF). Результаты исследования показали, что во время пандемии родители детей младшего школьного возраста ниже оценивали сплоченность семьи, реже применяли позитивные воспитательные практики и были менее последовательны при дисциплинировании детей. Высокий уровень вовлеченности родителей способствовал сохранению уровня просоциального поведения детей во время пандемии COVID-19, а при среднем и низком уровнях вовлеченности родителей выраженность просоциального поведения у детей во время пандемии снижалась. Рост экстернальных и интернальных проблем психического здоровья у детей во время пандемии наблюдался только в семьях с низким уровнем сплоченности. Низкий уровень образования родителей способствовал ослаблению негативного влияния проблем психического здоровья детей на их каждодневную жизнь, а высокий уровень образования родителей, напротив, создавал риск повышенного влияния данных проблем. Полученные результаты могут быть использованы с целью разработки обоснованных программ профилактики и коррекции проблем психического здоровья детей младшего школьного возраста и их семей.

AB - Целью эмпирического исследования являлось изучение вклада дистальных и проксимальных семейных факторов в психическое здоровье российских детей до и во время пандемии COVID19. В исследовании приняли участие родители и основные воспитатели (опекуны, бабушки/де - душ ки) 1985 детей от 6 до 12 лет. Выборка 2011-2019 гг. включала 1403 ребенка (53% девочек; средний возраст M = 8.6; SD = 1.2); выборка 2020-2021 гг. включала 582 ребенка (50% девочек; средний возраст M = 8.8; SD = 1.4). В исследовании использовали получившие международное признание и валидизированные в России стандартизованные родительские опросники с установленной обоснованностью и надежностью. Психическое здоровье детей изучали с помощью опросника «Сильные стороны и трудности» (SDQ), семейные факторы - с помощью социально-демографической анкеты, краткой шкалы сплоченности семьи и краткой формы Ала бамского опросника родительского воспитания (APQ-BF). Результаты исследования показали, что во время пандемии родители детей младшего школьного возраста ниже оценивали сплоченность семьи, реже применяли позитивные воспитательные практики и были менее последовательны при дисциплинировании детей. Высокий уровень вовлеченности родителей способствовал сохранению уровня просоциального поведения детей во время пандемии COVID-19, а при среднем и низком уровнях вовлеченности родителей выраженность просоциального поведения у детей во время пандемии снижалась. Рост экстернальных и интернальных проблем психического здоровья у детей во время пандемии наблюдался только в семьях с низким уровнем сплоченности. Низкий уровень образования родителей способствовал ослаблению негативного влияния проблем психического здоровья детей на их каждодневную жизнь, а высокий уровень образования родителей, напротив, создавал риск повышенного влияния данных проблем. Полученные результаты могут быть использованы с целью разработки обоснованных программ профилактики и коррекции проблем психического здоровья детей младшего школьного возраста и их семей.

KW - COVID-19 pandemic

KW - children

KW - family cohesion

KW - family factors

KW - mental health

KW - parenting practices

UR - https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85180793640&origin=inward&txGid=cfa69b5bfa0fb79dcfcba8fde92edec1

UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=59554501

UR - https://www.mendeley.com/catalogue/c4ee5307-03ab-3938-8420-36dc49c127be/

U2 - 10.17323/1813-8918-2023-4-757-772

DO - 10.17323/1813-8918-2023-4-757-772

M3 - статья

VL - 20

SP - 757

EP - 772

JO - Psychology, Journal of the Higher School of Economics

JF - Psychology, Journal of the Higher School of Economics

SN - 1813-8918

IS - 4

M1 - 8

ER -

ID: 59748581