Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Вклад семейных факторов в психическое здоровье младших школьников до и во время пандемии COVID-19. / Kozlova, Elena A.; Petrenko, Evgenia N.; Varshal, Aleksandra V. et al.
In: Psychology, Journal of the Higher School of Economics, Vol. 20, No. 4, 8, 2023, p. 757-772.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Вклад семейных факторов в психическое здоровье младших школьников до и во время пандемии COVID-19
AU - Kozlova, Elena A.
AU - Petrenko, Evgenia N.
AU - Varshal, Aleksandra V.
AU - Leto, Irina V.
AU - Grishkevich, Marina E.
AU - Rezun, Ekaterina V.
AU - Kornienko, Olga S.
AU - Slobodskaya, Helena R.
N1 - Козлова Е.А., Петренко Е.Н., Варшал А.В., Лето И.В., Гришкевич М.Е., Резун Е.В., Корниенко О.С., Слободская Е.Р. Вклад семейных факторов в психическое здоровье младших школьников до и во время пандемии COVID-19 // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2023. – Т. 20. - № 4. – С. 757-772. Исследование выполнено при поддержке РНФ, проект № 21-15-00033.
PY - 2023
Y1 - 2023
N2 - Целью эмпирического исследования являлось изучение вклада дистальных и проксимальных семейных факторов в психическое здоровье российских детей до и во время пандемии COVID19. В исследовании приняли участие родители и основные воспитатели (опекуны, бабушки/де - душ ки) 1985 детей от 6 до 12 лет. Выборка 2011-2019 гг. включала 1403 ребенка (53% девочек; средний возраст M = 8.6; SD = 1.2); выборка 2020-2021 гг. включала 582 ребенка (50% девочек; средний возраст M = 8.8; SD = 1.4). В исследовании использовали получившие международное признание и валидизированные в России стандартизованные родительские опросники с установленной обоснованностью и надежностью. Психическое здоровье детей изучали с помощью опросника «Сильные стороны и трудности» (SDQ), семейные факторы - с помощью социально-демографической анкеты, краткой шкалы сплоченности семьи и краткой формы Ала бамского опросника родительского воспитания (APQ-BF). Результаты исследования показали, что во время пандемии родители детей младшего школьного возраста ниже оценивали сплоченность семьи, реже применяли позитивные воспитательные практики и были менее последовательны при дисциплинировании детей. Высокий уровень вовлеченности родителей способствовал сохранению уровня просоциального поведения детей во время пандемии COVID-19, а при среднем и низком уровнях вовлеченности родителей выраженность просоциального поведения у детей во время пандемии снижалась. Рост экстернальных и интернальных проблем психического здоровья у детей во время пандемии наблюдался только в семьях с низким уровнем сплоченности. Низкий уровень образования родителей способствовал ослаблению негативного влияния проблем психического здоровья детей на их каждодневную жизнь, а высокий уровень образования родителей, напротив, создавал риск повышенного влияния данных проблем. Полученные результаты могут быть использованы с целью разработки обоснованных программ профилактики и коррекции проблем психического здоровья детей младшего школьного возраста и их семей.
AB - Целью эмпирического исследования являлось изучение вклада дистальных и проксимальных семейных факторов в психическое здоровье российских детей до и во время пандемии COVID19. В исследовании приняли участие родители и основные воспитатели (опекуны, бабушки/де - душ ки) 1985 детей от 6 до 12 лет. Выборка 2011-2019 гг. включала 1403 ребенка (53% девочек; средний возраст M = 8.6; SD = 1.2); выборка 2020-2021 гг. включала 582 ребенка (50% девочек; средний возраст M = 8.8; SD = 1.4). В исследовании использовали получившие международное признание и валидизированные в России стандартизованные родительские опросники с установленной обоснованностью и надежностью. Психическое здоровье детей изучали с помощью опросника «Сильные стороны и трудности» (SDQ), семейные факторы - с помощью социально-демографической анкеты, краткой шкалы сплоченности семьи и краткой формы Ала бамского опросника родительского воспитания (APQ-BF). Результаты исследования показали, что во время пандемии родители детей младшего школьного возраста ниже оценивали сплоченность семьи, реже применяли позитивные воспитательные практики и были менее последовательны при дисциплинировании детей. Высокий уровень вовлеченности родителей способствовал сохранению уровня просоциального поведения детей во время пандемии COVID-19, а при среднем и низком уровнях вовлеченности родителей выраженность просоциального поведения у детей во время пандемии снижалась. Рост экстернальных и интернальных проблем психического здоровья у детей во время пандемии наблюдался только в семьях с низким уровнем сплоченности. Низкий уровень образования родителей способствовал ослаблению негативного влияния проблем психического здоровья детей на их каждодневную жизнь, а высокий уровень образования родителей, напротив, создавал риск повышенного влияния данных проблем. Полученные результаты могут быть использованы с целью разработки обоснованных программ профилактики и коррекции проблем психического здоровья детей младшего школьного возраста и их семей.
KW - COVID-19 pandemic
KW - children
KW - family cohesion
KW - family factors
KW - mental health
KW - parenting practices
UR - https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85180793640&origin=inward&txGid=cfa69b5bfa0fb79dcfcba8fde92edec1
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=59554501
UR - https://www.mendeley.com/catalogue/c4ee5307-03ab-3938-8420-36dc49c127be/
U2 - 10.17323/1813-8918-2023-4-757-772
DO - 10.17323/1813-8918-2023-4-757-772
M3 - статья
VL - 20
SP - 757
EP - 772
JO - Psychology, Journal of the Higher School of Economics
JF - Psychology, Journal of the Higher School of Economics
SN - 1813-8918
IS - 4
M1 - 8
ER -
ID: 59748581