Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Особенности и проблемы тарифообразования на перевозку угля по железной дороге. / Provornaya, I. V.; Filimonova, I. V.; Nikitenko, S. M. и др.
в: Ugol, № 11 (1199), 12, 11.2025, стр. 42-51.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Особенности и проблемы тарифообразования на перевозку угля по железной дороге
AU - Provornaya, I. V.
AU - Filimonova, I. V.
AU - Nikitenko, S. M.
AU - Bliznevskaya, M. A.
N1 - Особенности и проблемы тарифообразования на перевозку угля по железной дороге / И.В. Проворная, И.В. Филимонова, С.М. Никитенко, М.А. Близневская // Уголь. – 2025. – № 11 (1199). – С. 42-51. – DOI 10.18796/0041-5790-2025-11-42-51. – EDN NDIUNQ. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда №25-18-00647, https:// rscf.ru/project/25-18-00647/.
PY - 2025/11
Y1 - 2025/11
N2 - В статье рассмотрена актуальная проблема тарифообразования на железнодорожные грузоперевозки в Российской Федерации на примере транспортировки каменного угля - основного грузового потока ОАО «РЖД». Анализируется существующая тарифная система, регулируемая «Прейскурантом № 10-01», ее структура и воздействие на участников рынка: железнодорожного перевозчика (ОАО «РЖД»), угледобывающие компании и государство. Выявлено противоречие интересов между перевозчиками и заказчиками, обусловленное занижением тарифов на уголь (1-й тарифный класс), что делает перевозку нерентабельной для ОАО «РЖД», но выгодной для угледобывающих компаний. Также рассмотрены конкурентные условия России на экспортных рынках, в частности в Китае, где из-за большого расстояния перевозки транспортные издержки выше, чем у конкурентов из Австралии и Индонезии, что снижает прибыльность угледобывающей отрасли. Проведен детальный разбор методики расчета тарифов и выявлены ее недостатки: отсутствие четких формул, сложность и непрозрачность с большим количеством поправочных коэффициентов, что затрудняет самостоятельное определение стоимости перевозки. На основе расчетов с использованием официального онлайн-калькулятора и самостоятельных вычислений показаны значительные расхождения в стоимости, подтверждающие необходимость упрощения и повышения прозрачности тарифной системы. Сделан вывод об актуальности реформирования подхода к тарифообразованию, учитывающего интересы всех участников рынка и способствующего повышению эффективности и конкурентоспособности железнодорожных грузоперевозок в России.
AB - В статье рассмотрена актуальная проблема тарифообразования на железнодорожные грузоперевозки в Российской Федерации на примере транспортировки каменного угля - основного грузового потока ОАО «РЖД». Анализируется существующая тарифная система, регулируемая «Прейскурантом № 10-01», ее структура и воздействие на участников рынка: железнодорожного перевозчика (ОАО «РЖД»), угледобывающие компании и государство. Выявлено противоречие интересов между перевозчиками и заказчиками, обусловленное занижением тарифов на уголь (1-й тарифный класс), что делает перевозку нерентабельной для ОАО «РЖД», но выгодной для угледобывающих компаний. Также рассмотрены конкурентные условия России на экспортных рынках, в частности в Китае, где из-за большого расстояния перевозки транспортные издержки выше, чем у конкурентов из Австралии и Индонезии, что снижает прибыльность угледобывающей отрасли. Проведен детальный разбор методики расчета тарифов и выявлены ее недостатки: отсутствие четких формул, сложность и непрозрачность с большим количеством поправочных коэффициентов, что затрудняет самостоятельное определение стоимости перевозки. На основе расчетов с использованием официального онлайн-калькулятора и самостоятельных вычислений показаны значительные расхождения в стоимости, подтверждающие необходимость упрощения и повышения прозрачности тарифной системы. Сделан вывод об актуальности реформирования подхода к тарифообразованию, учитывающего интересы всех участников рынка и способствующего повышению эффективности и конкурентоспособности железнодорожных грузоперевозок в России.
KW - Price List No. 10-01
KW - Tariffformation
KW - railway transport
KW - tariff classes of goods
KW - transportation costs
KW - transportation ofcoal
UR - https://www.scopus.com/pages/publications/105021247544
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=83228594
UR - https://www.mendeley.com/catalogue/c9d06351-7db5-35a2-9af8-65ba32a9afd3/
U2 - 10.18796/0041-5790-2025-11-42-51
DO - 10.18796/0041-5790-2025-11-42-51
M3 - статья
SP - 42
EP - 51
JO - Уголь
JF - Уголь
SN - 0041-5790
IS - 11 (1199)
M1 - 12
ER -
ID: 72464169