Standard

Особенности и проблемы тарифообразования на перевозку угля по железной дороге. / Provornaya, I. V.; Filimonova, I. V.; Nikitenko, S. M. et al.

In: Ugol, No. 11 (1199), 12, 11.2025, p. 42-51.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{3eb4be04efed43e9bf5b7c06705eacfb,
title = "Особенности и проблемы тарифообразования на перевозку угля по железной дороге",
abstract = "В статье рассмотрена актуальная проблема тарифообразования на железнодорожные грузоперевозки в Российской Федерации на примере транспортировки каменного угля - основного грузового потока ОАО «РЖД». Анализируется существующая тарифная система, регулируемая «Прейскурантом № 10-01», ее структура и воздействие на участников рынка: железнодорожного перевозчика (ОАО «РЖД»), угледобывающие компании и государство. Выявлено противоречие интересов между перевозчиками и заказчиками, обусловленное занижением тарифов на уголь (1-й тарифный класс), что делает перевозку нерентабельной для ОАО «РЖД», но выгодной для угледобывающих компаний. Также рассмотрены конкурентные условия России на экспортных рынках, в частности в Китае, где из-за большого расстояния перевозки транспортные издержки выше, чем у конкурентов из Австралии и Индонезии, что снижает прибыльность угледобывающей отрасли. Проведен детальный разбор методики расчета тарифов и выявлены ее недостатки: отсутствие четких формул, сложность и непрозрачность с большим количеством поправочных коэффициентов, что затрудняет самостоятельное определение стоимости перевозки. На основе расчетов с использованием официального онлайн-калькулятора и самостоятельных вычислений показаны значительные расхождения в стоимости, подтверждающие необходимость упрощения и повышения прозрачности тарифной системы. Сделан вывод об актуальности реформирования подхода к тарифообразованию, учитывающего интересы всех участников рынка и способствующего повышению эффективности и конкурентоспособности железнодорожных грузоперевозок в России.",
keywords = "Price List No. 10-01, Tariffformation, railway transport, tariff classes of goods, transportation costs, transportation ofcoal",
author = "Provornaya, {I. V.} and Filimonova, {I. V.} and Nikitenko, {S. M.} and Bliznevskaya, {M. A.}",
note = "Особенности и проблемы тарифообразования на перевозку угля по железной дороге / И.В. Проворная, И.В. Филимонова, С.М. Никитенко, М.А. Близневская // Уголь. – 2025. – № 11 (1199). – С. 42-51. – DOI 10.18796/0041-5790-2025-11-42-51. – EDN NDIUNQ. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда №25-18-00647, https:// rscf.ru/project/25-18-00647/.",
year = "2025",
month = nov,
doi = "10.18796/0041-5790-2025-11-42-51",
language = "русский",
pages = "42--51",
journal = "Уголь",
issn = "0041-5790",
publisher = "ООО Редакция журнала Уголь",
number = "11 (1199)",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Особенности и проблемы тарифообразования на перевозку угля по железной дороге

AU - Provornaya, I. V.

AU - Filimonova, I. V.

AU - Nikitenko, S. M.

AU - Bliznevskaya, M. A.

N1 - Особенности и проблемы тарифообразования на перевозку угля по железной дороге / И.В. Проворная, И.В. Филимонова, С.М. Никитенко, М.А. Близневская // Уголь. – 2025. – № 11 (1199). – С. 42-51. – DOI 10.18796/0041-5790-2025-11-42-51. – EDN NDIUNQ. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда №25-18-00647, https:// rscf.ru/project/25-18-00647/.

PY - 2025/11

Y1 - 2025/11

N2 - В статье рассмотрена актуальная проблема тарифообразования на железнодорожные грузоперевозки в Российской Федерации на примере транспортировки каменного угля - основного грузового потока ОАО «РЖД». Анализируется существующая тарифная система, регулируемая «Прейскурантом № 10-01», ее структура и воздействие на участников рынка: железнодорожного перевозчика (ОАО «РЖД»), угледобывающие компании и государство. Выявлено противоречие интересов между перевозчиками и заказчиками, обусловленное занижением тарифов на уголь (1-й тарифный класс), что делает перевозку нерентабельной для ОАО «РЖД», но выгодной для угледобывающих компаний. Также рассмотрены конкурентные условия России на экспортных рынках, в частности в Китае, где из-за большого расстояния перевозки транспортные издержки выше, чем у конкурентов из Австралии и Индонезии, что снижает прибыльность угледобывающей отрасли. Проведен детальный разбор методики расчета тарифов и выявлены ее недостатки: отсутствие четких формул, сложность и непрозрачность с большим количеством поправочных коэффициентов, что затрудняет самостоятельное определение стоимости перевозки. На основе расчетов с использованием официального онлайн-калькулятора и самостоятельных вычислений показаны значительные расхождения в стоимости, подтверждающие необходимость упрощения и повышения прозрачности тарифной системы. Сделан вывод об актуальности реформирования подхода к тарифообразованию, учитывающего интересы всех участников рынка и способствующего повышению эффективности и конкурентоспособности железнодорожных грузоперевозок в России.

AB - В статье рассмотрена актуальная проблема тарифообразования на железнодорожные грузоперевозки в Российской Федерации на примере транспортировки каменного угля - основного грузового потока ОАО «РЖД». Анализируется существующая тарифная система, регулируемая «Прейскурантом № 10-01», ее структура и воздействие на участников рынка: железнодорожного перевозчика (ОАО «РЖД»), угледобывающие компании и государство. Выявлено противоречие интересов между перевозчиками и заказчиками, обусловленное занижением тарифов на уголь (1-й тарифный класс), что делает перевозку нерентабельной для ОАО «РЖД», но выгодной для угледобывающих компаний. Также рассмотрены конкурентные условия России на экспортных рынках, в частности в Китае, где из-за большого расстояния перевозки транспортные издержки выше, чем у конкурентов из Австралии и Индонезии, что снижает прибыльность угледобывающей отрасли. Проведен детальный разбор методики расчета тарифов и выявлены ее недостатки: отсутствие четких формул, сложность и непрозрачность с большим количеством поправочных коэффициентов, что затрудняет самостоятельное определение стоимости перевозки. На основе расчетов с использованием официального онлайн-калькулятора и самостоятельных вычислений показаны значительные расхождения в стоимости, подтверждающие необходимость упрощения и повышения прозрачности тарифной системы. Сделан вывод об актуальности реформирования подхода к тарифообразованию, учитывающего интересы всех участников рынка и способствующего повышению эффективности и конкурентоспособности железнодорожных грузоперевозок в России.

KW - Price List No. 10-01

KW - Tariffformation

KW - railway transport

KW - tariff classes of goods

KW - transportation costs

KW - transportation ofcoal

UR - https://www.scopus.com/pages/publications/105021247544

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=83228594

UR - https://www.mendeley.com/catalogue/c9d06351-7db5-35a2-9af8-65ba32a9afd3/

U2 - 10.18796/0041-5790-2025-11-42-51

DO - 10.18796/0041-5790-2025-11-42-51

M3 - статья

SP - 42

EP - 51

JO - Уголь

JF - Уголь

SN - 0041-5790

IS - 11 (1199)

M1 - 12

ER -

ID: 72464169