Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Система трикстеров в ранней прозе Ф. Сологуба: антропологический аспект. / Sinyakova, Lyudmila; Yermakova, Nika.
в: Quaestio Rossica, Том 13, № 3, 29.09.2025, стр. 1012–1029.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Система трикстеров в ранней прозе Ф. Сологуба: антропологический аспект
AU - Sinyakova, Lyudmila
AU - Yermakova, Nika
N1 - Синякова Л., Ермакова Н. Система трикстеров в ранней прозе Ф. Сологуба: антропологический аспект / Л. Синякова, Н. Ермакова // Quaestio Rossica. - 2025. - Т. 13. № 3. - С. 1012–1029. DOI 10.15826/qr.2025.3.1006
PY - 2025/9/29
Y1 - 2025/9/29
N2 - Рассмотрены особенности репрезентации персонажа-трикстера в ранней прозе Ф. Сологуба. Антропологический и философско-этический аспекты анализа позволяют определить авторский вариант этого метатипа. Основными акторами исследованных произведений являются трикстеры, соотносящиеся не столько с отсутствующим в фиктивном мире «культурным героем», сколько с главным трикстером. Для Логина («Тяжелые сны») таковым является «значительное лицо» провинциального города–впоследствии убитый им Мотовилов. Существование между явью и сном свойственно Логину, пораженному цельностью низкой натуры Мотовилова. Однако «чужака» Логина объединяет с обывателями гипертрофированная телесность, позволяющая выстроить систему комических трикстеров вокруг его фигуры. В романе «Мелкий бес» писатель продолжает исследование захватывающей все пространство города низкой телесности. Исключение составляет эстетико-чувственное тяготение друг к другу Людмилы Рутиловой и Саши Пыльникова. Безумие Передонова притягивает в его витальное и ментальное пространство множество трикстеров. В статье анализируется системная взаимосвязь Передонова и недотыкомки, Володина, комических трикстерских сущностей–кота и игральных карт. Особенность создаваемого Сологубом- романистом образа мира заключается в индуцируемой ведущим персонажем хаотизации бытия и, вследствие этого, в появлении в его ментальном пространстве нескольких персонажей либо сущностей-трикстеров. Так возникает взаимосвязь трикстеров разного порядка–от концептуально значимых до периферийных. Хаотический образ мира лишен разумных оснований и душевного, и духовного строя. Антропологемы тела, плоти становятся единственными конструктами облика персонажей. В персонажной сфере повести «Жало смерти. Рассказ о двух отроках» (1903) и новеллы «Опечаленная невеста» (1908) функционирует традиционная для исследуемой проблематики пара «герой–трикстер». Поляризация гипермотивов сологубовского творчества–жизни и смерти, ребенка и смерти, правды и лжи, гармонии и разрушения–осуществляется в границах этической философии автора-символиста. Персонажи утрачивают сколько-нибудь выявленные антропологические качества, поскольку основную концептуальную нагрузку здесь выполняют не люди, а их идеи.
AB - Рассмотрены особенности репрезентации персонажа-трикстера в ранней прозе Ф. Сологуба. Антропологический и философско-этический аспекты анализа позволяют определить авторский вариант этого метатипа. Основными акторами исследованных произведений являются трикстеры, соотносящиеся не столько с отсутствующим в фиктивном мире «культурным героем», сколько с главным трикстером. Для Логина («Тяжелые сны») таковым является «значительное лицо» провинциального города–впоследствии убитый им Мотовилов. Существование между явью и сном свойственно Логину, пораженному цельностью низкой натуры Мотовилова. Однако «чужака» Логина объединяет с обывателями гипертрофированная телесность, позволяющая выстроить систему комических трикстеров вокруг его фигуры. В романе «Мелкий бес» писатель продолжает исследование захватывающей все пространство города низкой телесности. Исключение составляет эстетико-чувственное тяготение друг к другу Людмилы Рутиловой и Саши Пыльникова. Безумие Передонова притягивает в его витальное и ментальное пространство множество трикстеров. В статье анализируется системная взаимосвязь Передонова и недотыкомки, Володина, комических трикстерских сущностей–кота и игральных карт. Особенность создаваемого Сологубом- романистом образа мира заключается в индуцируемой ведущим персонажем хаотизации бытия и, вследствие этого, в появлении в его ментальном пространстве нескольких персонажей либо сущностей-трикстеров. Так возникает взаимосвязь трикстеров разного порядка–от концептуально значимых до периферийных. Хаотический образ мира лишен разумных оснований и душевного, и духовного строя. Антропологемы тела, плоти становятся единственными конструктами облика персонажей. В персонажной сфере повести «Жало смерти. Рассказ о двух отроках» (1903) и новеллы «Опечаленная невеста» (1908) функционирует традиционная для исследуемой проблематики пара «герой–трикстер». Поляризация гипермотивов сологубовского творчества–жизни и смерти, ребенка и смерти, правды и лжи, гармонии и разрушения–осуществляется в границах этической философии автора-символиста. Персонажи утрачивают сколько-нибудь выявленные антропологические качества, поскольку основную концептуальную нагрузку здесь выполняют не люди, а их идеи.
KW - Ф. Сологуб
KW - ранняя проза
KW - Трикстеры
KW - Литературная антропология
KW - телесное/плотское
KW - Этическая философия
UR - https://www.mendeley.com/catalogue/2b8d911a-1305-3b4e-9c52-55ac298d2c98/
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=82998272
U2 - 10.15826/qr.2025.3.1006
DO - 10.15826/qr.2025.3.1006
M3 - статья
VL - 13
SP - 1012
EP - 1029
JO - Quaestio Rossica
JF - Quaestio Rossica
SN - 2311-911X
IS - 3
ER -
ID: 70776775