Standard

Система трикстеров в ранней прозе Ф. Сологуба: антропологический аспект. / Sinyakova, Lyudmila; Yermakova, Nika.

In: Quaestio Rossica, Vol. 13, No. 3, 29.09.2025, p. 1012–1029.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{e7760380ed4c4d45b79c6bfc4da5820e,
title = "Система трикстеров в ранней прозе Ф. Сологуба: антропологический аспект",
abstract = "Рассмотрены особенности репрезентации персонажа-трикстера в ранней прозе Ф. Сологуба. Антропологический и философско-этический аспекты анализа позволяют определить авторский вариант этого метатипа. Основными акторами исследованных произведений являются трикстеры, соотносящиеся не столько с отсутствующим в фиктивном мире «культурным героем», сколько с главным трикстером. Для Логина («Тяжелые сны») таковым является «значительное лицо» провинциального города–впоследствии убитый им Мотовилов. Существование между явью и сном свойственно Логину, пораженному цельностью низкой натуры Мотовилова. Однако «чужака» Логина объединяет с обывателями гипертрофированная телесность, позволяющая выстроить систему комических трикстеров вокруг его фигуры. В романе «Мелкий бес» писатель продолжает исследование захватывающей все пространство города низкой телесности. Исключение составляет эстетико-чувственное тяготение друг к другу Людмилы Рутиловой и Саши Пыльникова. Безумие Передонова притягивает в его витальное и ментальное пространство множество трикстеров. В статье анализируется системная взаимосвязь Передонова и недотыкомки, Володина, комических трикстерских сущностей–кота и игральных карт. Особенность создаваемого Сологубом- романистом образа мира заключается в индуцируемой ведущим персонажем хаотизации бытия и, вследствие этого, в появлении в его ментальном пространстве нескольких персонажей либо сущностей-трикстеров. Так возникает взаимосвязь трикстеров разного порядка–от концептуально значимых до периферийных. Хаотический образ мира лишен разумных оснований и душевного, и духовного строя. Антропологемы тела, плоти становятся единственными конструктами облика персонажей. В персонажной сфере повести «Жало смерти. Рассказ о двух отроках» (1903) и новеллы «Опечаленная невеста» (1908) функционирует традиционная для исследуемой проблематики пара «герой–трикстер». Поляризация гипермотивов сологубовского творчества–жизни и смерти, ребенка и смерти, правды и лжи, гармонии и разрушения–осуществляется в границах этической философии автора-символиста. Персонажи утрачивают сколько-нибудь выявленные антропологические качества, поскольку основную концептуальную нагрузку здесь выполняют не люди, а их идеи.",
keywords = "Ф. Сологуб, ранняя проза, Трикстеры, Литературная антропология, телесное/плотское, Этическая философия",
author = "Lyudmila Sinyakova and Nika Yermakova",
note = "Синякова Л., Ермакова Н. Система трикстеров в ранней прозе Ф. Сологуба: антропологический аспект / Л. Синякова, Н. Ермакова // Quaestio Rossica. - 2025. - Т. 13. № 3. - С. 1012–1029. DOI 10.15826/qr.2025.3.1006 ",
year = "2025",
month = sep,
day = "29",
doi = "10.15826/qr.2025.3.1006",
language = "русский",
volume = "13",
pages = "1012–1029",
journal = "Quaestio Rossica",
issn = "2311-911X",
publisher = "Ural Federal University",
number = "3",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Система трикстеров в ранней прозе Ф. Сологуба: антропологический аспект

AU - Sinyakova, Lyudmila

AU - Yermakova, Nika

N1 - Синякова Л., Ермакова Н. Система трикстеров в ранней прозе Ф. Сологуба: антропологический аспект / Л. Синякова, Н. Ермакова // Quaestio Rossica. - 2025. - Т. 13. № 3. - С. 1012–1029. DOI 10.15826/qr.2025.3.1006

PY - 2025/9/29

Y1 - 2025/9/29

N2 - Рассмотрены особенности репрезентации персонажа-трикстера в ранней прозе Ф. Сологуба. Антропологический и философско-этический аспекты анализа позволяют определить авторский вариант этого метатипа. Основными акторами исследованных произведений являются трикстеры, соотносящиеся не столько с отсутствующим в фиктивном мире «культурным героем», сколько с главным трикстером. Для Логина («Тяжелые сны») таковым является «значительное лицо» провинциального города–впоследствии убитый им Мотовилов. Существование между явью и сном свойственно Логину, пораженному цельностью низкой натуры Мотовилова. Однако «чужака» Логина объединяет с обывателями гипертрофированная телесность, позволяющая выстроить систему комических трикстеров вокруг его фигуры. В романе «Мелкий бес» писатель продолжает исследование захватывающей все пространство города низкой телесности. Исключение составляет эстетико-чувственное тяготение друг к другу Людмилы Рутиловой и Саши Пыльникова. Безумие Передонова притягивает в его витальное и ментальное пространство множество трикстеров. В статье анализируется системная взаимосвязь Передонова и недотыкомки, Володина, комических трикстерских сущностей–кота и игральных карт. Особенность создаваемого Сологубом- романистом образа мира заключается в индуцируемой ведущим персонажем хаотизации бытия и, вследствие этого, в появлении в его ментальном пространстве нескольких персонажей либо сущностей-трикстеров. Так возникает взаимосвязь трикстеров разного порядка–от концептуально значимых до периферийных. Хаотический образ мира лишен разумных оснований и душевного, и духовного строя. Антропологемы тела, плоти становятся единственными конструктами облика персонажей. В персонажной сфере повести «Жало смерти. Рассказ о двух отроках» (1903) и новеллы «Опечаленная невеста» (1908) функционирует традиционная для исследуемой проблематики пара «герой–трикстер». Поляризация гипермотивов сологубовского творчества–жизни и смерти, ребенка и смерти, правды и лжи, гармонии и разрушения–осуществляется в границах этической философии автора-символиста. Персонажи утрачивают сколько-нибудь выявленные антропологические качества, поскольку основную концептуальную нагрузку здесь выполняют не люди, а их идеи.

AB - Рассмотрены особенности репрезентации персонажа-трикстера в ранней прозе Ф. Сологуба. Антропологический и философско-этический аспекты анализа позволяют определить авторский вариант этого метатипа. Основными акторами исследованных произведений являются трикстеры, соотносящиеся не столько с отсутствующим в фиктивном мире «культурным героем», сколько с главным трикстером. Для Логина («Тяжелые сны») таковым является «значительное лицо» провинциального города–впоследствии убитый им Мотовилов. Существование между явью и сном свойственно Логину, пораженному цельностью низкой натуры Мотовилова. Однако «чужака» Логина объединяет с обывателями гипертрофированная телесность, позволяющая выстроить систему комических трикстеров вокруг его фигуры. В романе «Мелкий бес» писатель продолжает исследование захватывающей все пространство города низкой телесности. Исключение составляет эстетико-чувственное тяготение друг к другу Людмилы Рутиловой и Саши Пыльникова. Безумие Передонова притягивает в его витальное и ментальное пространство множество трикстеров. В статье анализируется системная взаимосвязь Передонова и недотыкомки, Володина, комических трикстерских сущностей–кота и игральных карт. Особенность создаваемого Сологубом- романистом образа мира заключается в индуцируемой ведущим персонажем хаотизации бытия и, вследствие этого, в появлении в его ментальном пространстве нескольких персонажей либо сущностей-трикстеров. Так возникает взаимосвязь трикстеров разного порядка–от концептуально значимых до периферийных. Хаотический образ мира лишен разумных оснований и душевного, и духовного строя. Антропологемы тела, плоти становятся единственными конструктами облика персонажей. В персонажной сфере повести «Жало смерти. Рассказ о двух отроках» (1903) и новеллы «Опечаленная невеста» (1908) функционирует традиционная для исследуемой проблематики пара «герой–трикстер». Поляризация гипермотивов сологубовского творчества–жизни и смерти, ребенка и смерти, правды и лжи, гармонии и разрушения–осуществляется в границах этической философии автора-символиста. Персонажи утрачивают сколько-нибудь выявленные антропологические качества, поскольку основную концептуальную нагрузку здесь выполняют не люди, а их идеи.

KW - Ф. Сологуб

KW - ранняя проза

KW - Трикстеры

KW - Литературная антропология

KW - телесное/плотское

KW - Этическая философия

UR - https://www.mendeley.com/catalogue/2b8d911a-1305-3b4e-9c52-55ac298d2c98/

UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=82998272

U2 - 10.15826/qr.2025.3.1006

DO - 10.15826/qr.2025.3.1006

M3 - статья

VL - 13

SP - 1012

EP - 1029

JO - Quaestio Rossica

JF - Quaestio Rossica

SN - 2311-911X

IS - 3

ER -

ID: 70776775