Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Выравнивание бюджетной обеспеченности российских регионов: иллюзия или реальность? / Lavrovskii, Boris L.; Goryushkina, Ekaterina A.
в: Voprosy Ekonomiki, Том 2025, № 9, 2025, стр. 43-61.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Выравнивание бюджетной обеспеченности российских регионов: иллюзия или реальность?
AU - Lavrovskii, Boris L.
AU - Goryushkina, Ekaterina A.
N1 - Лавровский Б.Л., Горюшкина Е.А. Выравнивание бюджетной обеспеченности российских регионов: иллюзия или реальность? / Б. Л. Лавровский, Е. А. Горюшкина // Вопросы экономики. - 2025. № 9. - С. 43-61. DOI: 10.32609/0042-8736-2025-9-43-61 Статья подготовлена по плану НИР ИЭОПП СО РАН, проект 5.6.6.4. (0260-2021-0007) «Инструменты, технологии и результаты анализа, моделирования и прогнозирования пространственного развития социально-экономической системы России и ее отдельных территорий».
PY - 2025
Y1 - 2025
N2 - Разительные отличия российских территорий по показателю их бюджетной обеспеченности обусловили создание более 30 лет назад специальной федеральной Методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, призванной приблизить уровень бюджетных услуг в регионах-аутсайдерах к среднему показателю по стране. Поставленная задача остается актуальной. При этом в официальных документах и большинстве литературных источников принципиальный вопрос, что значит выравнивать, сближать показатели обеспеченности, в явном виде, как правило, или не обсуждается, или затушевывается. В настоящей работе исследуются вопросы: в чем основное содержание политики выравнивания бюджетной обеспеченности, на какие критерии сближения (дифференциации) она опирается, каковы ее действительные результаты в текущем периоде и в длительной ретроспективе? На основании данных Минфина России можно корректно рассчитать уровень бюджетной обеспеченности (после предоставления дотаций) конкретного региона относительно средней по стране величины. Для более полного отражения дифференциации показателей бюджетной обеспеченности регионов как до, так и после распределения дотаций привлекались частные показатели, характеризующие отношение бюджетной обеспеченности регионов-лидеров и аутсайдеров. Как показывают расчеты, заложенный в Методике потенциал сближения ее показателей примерно к середине 2010-х годов оказался практически исчерпан. Можно предположить, что фундаментальные основания для такого сближения связаны не столько с политикой выравнивания бюджетной обеспеченности, сколько с обстоятельствами, лежащими за ее пределами.
AB - Разительные отличия российских территорий по показателю их бюджетной обеспеченности обусловили создание более 30 лет назад специальной федеральной Методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, призванной приблизить уровень бюджетных услуг в регионах-аутсайдерах к среднему показателю по стране. Поставленная задача остается актуальной. При этом в официальных документах и большинстве литературных источников принципиальный вопрос, что значит выравнивать, сближать показатели обеспеченности, в явном виде, как правило, или не обсуждается, или затушевывается. В настоящей работе исследуются вопросы: в чем основное содержание политики выравнивания бюджетной обеспеченности, на какие критерии сближения (дифференциации) она опирается, каковы ее действительные результаты в текущем периоде и в длительной ретроспективе? На основании данных Минфина России можно корректно рассчитать уровень бюджетной обеспеченности (после предоставления дотаций) конкретного региона относительно средней по стране величины. Для более полного отражения дифференциации показателей бюджетной обеспеченности регионов как до, так и после распределения дотаций привлекались частные показатели, характеризующие отношение бюджетной обеспеченности регионов-лидеров и аутсайдеров. Как показывают расчеты, заложенный в Методике потенциал сближения ее показателей примерно к середине 2010-х годов оказался практически исчерпан. Можно предположить, что фундаментальные основания для такого сближения связаны не столько с политикой выравнивания бюджетной обеспеченности, сколько с обстоятельствами, лежащими за ее пределами.
KW - Russian regions
KW - equalization transfers
KW - equalizing policy
KW - fiscal capacity
UR - https://www.mendeley.com/catalogue/845bff84-6357-391a-a9d7-cc965f20c6fa/
UR - https://www.scopus.com/inward/record.uri?partnerID=HzOxMe3b&scp=105016403435&origin=inward
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=82892722
U2 - 10.32609/0042-8736-2025-9-43-61
DO - 10.32609/0042-8736-2025-9-43-61
M3 - статья
VL - 2025
SP - 43
EP - 61
JO - Voprosy Ekonomiki
JF - Voprosy Ekonomiki
SN - 0042-8736
IS - 9
ER -
ID: 69785676