Standard

Выравнивание бюджетной обеспеченности российских регионов: иллюзия или реальность? / Lavrovskii, Boris L.; Goryushkina, Ekaterina A.

In: Voprosy Ekonomiki, Vol. 2025, No. 9, 2025, p. 43-61.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{aa563c4957af4a46ab968f82825c3220,
title = "Выравнивание бюджетной обеспеченности российских регионов: иллюзия или реальность?",
abstract = "Разительные отличия российских территорий по показателю их бюджетной обеспеченности обусловили создание более 30 лет назад специальной федеральной Методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, призванной приблизить уровень бюджетных услуг в регионах-аутсайдерах к среднему показателю по стране. Поставленная задача остается актуальной. При этом в официальных документах и большинстве литературных источников принципиальный вопрос, что значит выравнивать, сближать показатели обеспеченности, в явном виде, как правило, или не обсуждается, или затушевывается. В настоящей работе исследуются вопросы: в чем основное содержание политики выравнивания бюджетной обеспеченности, на какие критерии сближения (дифференциации) она опирается, каковы ее действительные результаты в текущем периоде и в длительной ретроспективе? На основании данных Минфина России можно корректно рассчитать уровень бюджетной обеспеченности (после предоставления дотаций) конкретного региона относительно средней по стране величины. Для более полного отражения дифференциации показателей бюджетной обеспеченности регионов как до, так и после распределения дотаций привлекались частные показатели, характеризующие отношение бюджетной обеспеченности регионов-лидеров и аутсайдеров. Как показывают расчеты, заложенный в Методике потенциал сближения ее показателей примерно к середине 2010-х годов оказался практически исчерпан. Можно предположить, что фундаментальные основания для такого сближения связаны не столько с политикой выравнивания бюджетной обеспеченности, сколько с обстоятельствами, лежащими за ее пределами.",
keywords = "Russian regions, equalization transfers, equalizing policy, fiscal capacity",
author = "Lavrovskii, {Boris L.} and Goryushkina, {Ekaterina A.}",
note = "Лавровский Б.Л., Горюшкина Е.А. Выравнивание бюджетной обеспеченности российских регионов: иллюзия или реальность? / Б. Л. Лавровский, Е. А. Горюшкина // Вопросы экономики. - 2025. № 9. - С. 43-61. DOI: 10.32609/0042-8736-2025-9-43-61 Статья подготовлена по плану НИР ИЭОПП СО РАН, проект 5.6.6.4. (0260-2021-0007) «Инструменты, технологии и результаты анализа, моделирования и прогнозирования пространственного развития социально-экономической системы России и ее отдельных территорий». ",
year = "2025",
doi = "10.32609/0042-8736-2025-9-43-61",
language = "русский",
volume = "2025",
pages = "43--61",
journal = "Voprosy Ekonomiki",
issn = "0042-8736",
publisher = "Voprosy Ekonomiki",
number = "9",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Выравнивание бюджетной обеспеченности российских регионов: иллюзия или реальность?

AU - Lavrovskii, Boris L.

AU - Goryushkina, Ekaterina A.

N1 - Лавровский Б.Л., Горюшкина Е.А. Выравнивание бюджетной обеспеченности российских регионов: иллюзия или реальность? / Б. Л. Лавровский, Е. А. Горюшкина // Вопросы экономики. - 2025. № 9. - С. 43-61. DOI: 10.32609/0042-8736-2025-9-43-61 Статья подготовлена по плану НИР ИЭОПП СО РАН, проект 5.6.6.4. (0260-2021-0007) «Инструменты, технологии и результаты анализа, моделирования и прогнозирования пространственного развития социально-экономической системы России и ее отдельных территорий».

PY - 2025

Y1 - 2025

N2 - Разительные отличия российских территорий по показателю их бюджетной обеспеченности обусловили создание более 30 лет назад специальной федеральной Методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, призванной приблизить уровень бюджетных услуг в регионах-аутсайдерах к среднему показателю по стране. Поставленная задача остается актуальной. При этом в официальных документах и большинстве литературных источников принципиальный вопрос, что значит выравнивать, сближать показатели обеспеченности, в явном виде, как правило, или не обсуждается, или затушевывается. В настоящей работе исследуются вопросы: в чем основное содержание политики выравнивания бюджетной обеспеченности, на какие критерии сближения (дифференциации) она опирается, каковы ее действительные результаты в текущем периоде и в длительной ретроспективе? На основании данных Минфина России можно корректно рассчитать уровень бюджетной обеспеченности (после предоставления дотаций) конкретного региона относительно средней по стране величины. Для более полного отражения дифференциации показателей бюджетной обеспеченности регионов как до, так и после распределения дотаций привлекались частные показатели, характеризующие отношение бюджетной обеспеченности регионов-лидеров и аутсайдеров. Как показывают расчеты, заложенный в Методике потенциал сближения ее показателей примерно к середине 2010-х годов оказался практически исчерпан. Можно предположить, что фундаментальные основания для такого сближения связаны не столько с политикой выравнивания бюджетной обеспеченности, сколько с обстоятельствами, лежащими за ее пределами.

AB - Разительные отличия российских территорий по показателю их бюджетной обеспеченности обусловили создание более 30 лет назад специальной федеральной Методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, призванной приблизить уровень бюджетных услуг в регионах-аутсайдерах к среднему показателю по стране. Поставленная задача остается актуальной. При этом в официальных документах и большинстве литературных источников принципиальный вопрос, что значит выравнивать, сближать показатели обеспеченности, в явном виде, как правило, или не обсуждается, или затушевывается. В настоящей работе исследуются вопросы: в чем основное содержание политики выравнивания бюджетной обеспеченности, на какие критерии сближения (дифференциации) она опирается, каковы ее действительные результаты в текущем периоде и в длительной ретроспективе? На основании данных Минфина России можно корректно рассчитать уровень бюджетной обеспеченности (после предоставления дотаций) конкретного региона относительно средней по стране величины. Для более полного отражения дифференциации показателей бюджетной обеспеченности регионов как до, так и после распределения дотаций привлекались частные показатели, характеризующие отношение бюджетной обеспеченности регионов-лидеров и аутсайдеров. Как показывают расчеты, заложенный в Методике потенциал сближения ее показателей примерно к середине 2010-х годов оказался практически исчерпан. Можно предположить, что фундаментальные основания для такого сближения связаны не столько с политикой выравнивания бюджетной обеспеченности, сколько с обстоятельствами, лежащими за ее пределами.

KW - Russian regions

KW - equalization transfers

KW - equalizing policy

KW - fiscal capacity

UR - https://www.mendeley.com/catalogue/845bff84-6357-391a-a9d7-cc965f20c6fa/

UR - https://www.scopus.com/inward/record.uri?partnerID=HzOxMe3b&scp=105016403435&origin=inward

UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=82892722

U2 - 10.32609/0042-8736-2025-9-43-61

DO - 10.32609/0042-8736-2025-9-43-61

M3 - статья

VL - 2025

SP - 43

EP - 61

JO - Voprosy Ekonomiki

JF - Voprosy Ekonomiki

SN - 0042-8736

IS - 9

ER -

ID: 69785676