Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › обзорная статья › Рецензирование
Этноконфессиональный ландшафт Республики Алтай : глобальные вызовы и локальные ответы. / Erokhina, Elena A.
в: Oriental Studies, Том 13, № 2, 2020, стр. 436-454.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › обзорная статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Этноконфессиональный ландшафт Республики Алтай
T2 - глобальные вызовы и локальные ответы
AU - Erokhina, Elena A.
N1 - Ерохина Е.А. Этноконфессиональный ландшафт Республики Алтай: глобальные вызовы и локальные ответы // Oriental Studies. - 2020. - Т. 13. - № 2. - С. 436–454
PY - 2020
Y1 - 2020
N2 - В статье представлены результаты исследования современного этно - конфессионального ландшафта Республики Алтай. Этноконфессиональный ландшафт рассматривается как часть историко - культурного наследия и фактор, оказывающий влияние на современные социокультурные процессы. Цель статьи - выявить константы и тенденции развития этноконфессиональных отношений в регионе в XXI в. Методы. В качестве теоретического инструментария работы использованы теория социального действия М. Вебера и ряд социально - философских концепций, в том числе концепции социокультурного неотрадиционализма, коллективной памяти и коллективной травмы. Эмпирическую базу составили результаты социологических исследований, осуществленных автором с 2003 по 2018 гг., в ходе которых были выявлены наиболее знаковые для коллективной памяти народов Алтая исторические события, сыгравшие роль глобальных вызовов в Новое и Новейшее время, а именно распад потестарных структур кочевого мира и включение в орбиту отличной по своим характеристикам цивилизации, модернизационный переход и давление мировых религий. Результаты. На рубеже XX и XXI вв. отчетливо проявились тенденции, которые можно квалифицировать как коллективный ответ на глобальные вызовы: возрождение семейных и родовых форм самоорганизации, сохранение традиционных хозяйственных укладов, отказ от технократической составляющей модернизации, формирование неотрадиционных форм религиозного синкретизма. Анализ статистической информации, материалов региональных СМИ и социальных сетей, включенное наблюдение позволили выделить современные тенденции развития этноконфессиональных отношений в регионе: сохранение, несмотря на кризис, человеческого потенциала Республики Алтай, энергия которого направлена в том числе в этнокультурное, религиозно - мистическое и мифопоэтическое творчество, превращение сферы сакрального в пространство политического, гражданского, поколенческого высказывания. Делается и вывод о дуализме светского и религиозного в общественном сознании жителей региона. Высказывается предположение о том, что сакрализация памяти может быть одной из возможных форм использования наследия в преодолении коллективной травмы, вызванной модернизацией
AB - В статье представлены результаты исследования современного этно - конфессионального ландшафта Республики Алтай. Этноконфессиональный ландшафт рассматривается как часть историко - культурного наследия и фактор, оказывающий влияние на современные социокультурные процессы. Цель статьи - выявить константы и тенденции развития этноконфессиональных отношений в регионе в XXI в. Методы. В качестве теоретического инструментария работы использованы теория социального действия М. Вебера и ряд социально - философских концепций, в том числе концепции социокультурного неотрадиционализма, коллективной памяти и коллективной травмы. Эмпирическую базу составили результаты социологических исследований, осуществленных автором с 2003 по 2018 гг., в ходе которых были выявлены наиболее знаковые для коллективной памяти народов Алтая исторические события, сыгравшие роль глобальных вызовов в Новое и Новейшее время, а именно распад потестарных структур кочевого мира и включение в орбиту отличной по своим характеристикам цивилизации, модернизационный переход и давление мировых религий. Результаты. На рубеже XX и XXI вв. отчетливо проявились тенденции, которые можно квалифицировать как коллективный ответ на глобальные вызовы: возрождение семейных и родовых форм самоорганизации, сохранение традиционных хозяйственных укладов, отказ от технократической составляющей модернизации, формирование неотрадиционных форм религиозного синкретизма. Анализ статистической информации, материалов региональных СМИ и социальных сетей, включенное наблюдение позволили выделить современные тенденции развития этноконфессиональных отношений в регионе: сохранение, несмотря на кризис, человеческого потенциала Республики Алтай, энергия которого направлена в том числе в этнокультурное, религиозно - мистическое и мифопоэтическое творчество, превращение сферы сакрального в пространство политического, гражданского, поколенческого высказывания. Делается и вывод о дуализме светского и религиозного в общественном сознании жителей региона. Высказывается предположение о том, что сакрализация памяти может быть одной из возможных форм использования наследия в преодолении коллективной травмы, вызванной модернизацией
KW - Altai
KW - Central Asia
KW - Collective memory
KW - Ethnicity
KW - Globalization
KW - Heritage
KW - Modernization
KW - Neo-traditionalism
KW - Religion
KW - Siberia
UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85094911345&partnerID=8YFLogxK
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44069261
U2 - 10.22162/2619.0990.2020.48.2.436-454
DO - 10.22162/2619.0990.2020.48.2.436-454
M3 - обзорная статья
AN - SCOPUS:85094911345
VL - 13
SP - 436
EP - 454
JO - Oriental Studies
JF - Oriental Studies
SN - 2619-0990
IS - 2
ER -
ID: 26007704