Standard

Этноконфессиональный ландшафт Республики Алтай : глобальные вызовы и локальные ответы. / Erokhina, Elena A.

In: Oriental Studies, Vol. 13, No. 2, 2020, p. 436-454.

Research output: Contribution to journalReview articlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{5cc4ba96e63c440192bdb125d3ce191e,
title = "Этноконфессиональный ландшафт Республики Алтай: глобальные вызовы и локальные ответы",
abstract = "В статье представлены результаты исследования современного этно - конфессионального ландшафта Республики Алтай. Этноконфессиональный ландшафт рассматривается как часть историко - культурного наследия и фактор, оказывающий влияние на современные социокультурные процессы. Цель статьи - выявить константы и тенденции развития этноконфессиональных отношений в регионе в XXI в. Методы. В качестве теоретического инструментария работы использованы теория социального действия М. Вебера и ряд социально - философских концепций, в том числе концепции социокультурного неотрадиционализма, коллективной памяти и коллективной травмы. Эмпирическую базу составили результаты социологических исследований, осуществленных автором с 2003 по 2018 гг., в ходе которых были выявлены наиболее знаковые для коллективной памяти народов Алтая исторические события, сыгравшие роль глобальных вызовов в Новое и Новейшее время, а именно распад потестарных структур кочевого мира и включение в орбиту отличной по своим характеристикам цивилизации, модернизационный переход и давление мировых религий. Результаты. На рубеже XX и XXI вв. отчетливо проявились тенденции, которые можно квалифицировать как коллективный ответ на глобальные вызовы: возрождение семейных и родовых форм самоорганизации, сохранение традиционных хозяйственных укладов, отказ от технократической составляющей модернизации, формирование неотрадиционных форм религиозного синкретизма. Анализ статистической информации, материалов региональных СМИ и социальных сетей, включенное наблюдение позволили выделить современные тенденции развития этноконфессиональных отношений в регионе: сохранение, несмотря на кризис, человеческого потенциала Республики Алтай, энергия которого направлена в том числе в этнокультурное, религиозно - мистическое и мифопоэтическое творчество, превращение сферы сакрального в пространство политического, гражданского, поколенческого высказывания. Делается и вывод о дуализме светского и религиозного в общественном сознании жителей региона. Высказывается предположение о том, что сакрализация памяти может быть одной из возможных форм использования наследия в преодолении коллективной травмы, вызванной модернизацией",
keywords = "Altai, Central Asia, Collective memory, Ethnicity, Globalization, Heritage, Modernization, Neo-traditionalism, Religion, Siberia",
author = "Erokhina, {Elena A.}",
note = "Ерохина Е.А. Этноконфессиональный ландшафт Республики Алтай: глобальные вызовы и локальные ответы // Oriental Studies. - 2020. - Т. 13. - № 2. - С. 436–454",
year = "2020",
doi = "10.22162/2619.0990.2020.48.2.436-454",
language = "русский",
volume = "13",
pages = "436--454",
journal = "Oriental Studies",
issn = "2619-0990",
publisher = "Калмыцкий научный центр РАН (Элиста)",
number = "2",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Этноконфессиональный ландшафт Республики Алтай

T2 - глобальные вызовы и локальные ответы

AU - Erokhina, Elena A.

N1 - Ерохина Е.А. Этноконфессиональный ландшафт Республики Алтай: глобальные вызовы и локальные ответы // Oriental Studies. - 2020. - Т. 13. - № 2. - С. 436–454

PY - 2020

Y1 - 2020

N2 - В статье представлены результаты исследования современного этно - конфессионального ландшафта Республики Алтай. Этноконфессиональный ландшафт рассматривается как часть историко - культурного наследия и фактор, оказывающий влияние на современные социокультурные процессы. Цель статьи - выявить константы и тенденции развития этноконфессиональных отношений в регионе в XXI в. Методы. В качестве теоретического инструментария работы использованы теория социального действия М. Вебера и ряд социально - философских концепций, в том числе концепции социокультурного неотрадиционализма, коллективной памяти и коллективной травмы. Эмпирическую базу составили результаты социологических исследований, осуществленных автором с 2003 по 2018 гг., в ходе которых были выявлены наиболее знаковые для коллективной памяти народов Алтая исторические события, сыгравшие роль глобальных вызовов в Новое и Новейшее время, а именно распад потестарных структур кочевого мира и включение в орбиту отличной по своим характеристикам цивилизации, модернизационный переход и давление мировых религий. Результаты. На рубеже XX и XXI вв. отчетливо проявились тенденции, которые можно квалифицировать как коллективный ответ на глобальные вызовы: возрождение семейных и родовых форм самоорганизации, сохранение традиционных хозяйственных укладов, отказ от технократической составляющей модернизации, формирование неотрадиционных форм религиозного синкретизма. Анализ статистической информации, материалов региональных СМИ и социальных сетей, включенное наблюдение позволили выделить современные тенденции развития этноконфессиональных отношений в регионе: сохранение, несмотря на кризис, человеческого потенциала Республики Алтай, энергия которого направлена в том числе в этнокультурное, религиозно - мистическое и мифопоэтическое творчество, превращение сферы сакрального в пространство политического, гражданского, поколенческого высказывания. Делается и вывод о дуализме светского и религиозного в общественном сознании жителей региона. Высказывается предположение о том, что сакрализация памяти может быть одной из возможных форм использования наследия в преодолении коллективной травмы, вызванной модернизацией

AB - В статье представлены результаты исследования современного этно - конфессионального ландшафта Республики Алтай. Этноконфессиональный ландшафт рассматривается как часть историко - культурного наследия и фактор, оказывающий влияние на современные социокультурные процессы. Цель статьи - выявить константы и тенденции развития этноконфессиональных отношений в регионе в XXI в. Методы. В качестве теоретического инструментария работы использованы теория социального действия М. Вебера и ряд социально - философских концепций, в том числе концепции социокультурного неотрадиционализма, коллективной памяти и коллективной травмы. Эмпирическую базу составили результаты социологических исследований, осуществленных автором с 2003 по 2018 гг., в ходе которых были выявлены наиболее знаковые для коллективной памяти народов Алтая исторические события, сыгравшие роль глобальных вызовов в Новое и Новейшее время, а именно распад потестарных структур кочевого мира и включение в орбиту отличной по своим характеристикам цивилизации, модернизационный переход и давление мировых религий. Результаты. На рубеже XX и XXI вв. отчетливо проявились тенденции, которые можно квалифицировать как коллективный ответ на глобальные вызовы: возрождение семейных и родовых форм самоорганизации, сохранение традиционных хозяйственных укладов, отказ от технократической составляющей модернизации, формирование неотрадиционных форм религиозного синкретизма. Анализ статистической информации, материалов региональных СМИ и социальных сетей, включенное наблюдение позволили выделить современные тенденции развития этноконфессиональных отношений в регионе: сохранение, несмотря на кризис, человеческого потенциала Республики Алтай, энергия которого направлена в том числе в этнокультурное, религиозно - мистическое и мифопоэтическое творчество, превращение сферы сакрального в пространство политического, гражданского, поколенческого высказывания. Делается и вывод о дуализме светского и религиозного в общественном сознании жителей региона. Высказывается предположение о том, что сакрализация памяти может быть одной из возможных форм использования наследия в преодолении коллективной травмы, вызванной модернизацией

KW - Altai

KW - Central Asia

KW - Collective memory

KW - Ethnicity

KW - Globalization

KW - Heritage

KW - Modernization

KW - Neo-traditionalism

KW - Religion

KW - Siberia

UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85094911345&partnerID=8YFLogxK

UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44069261

U2 - 10.22162/2619.0990.2020.48.2.436-454

DO - 10.22162/2619.0990.2020.48.2.436-454

M3 - обзорная статья

AN - SCOPUS:85094911345

VL - 13

SP - 436

EP - 454

JO - Oriental Studies

JF - Oriental Studies

SN - 2619-0990

IS - 2

ER -

ID: 26007704