Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
«Большой» ойратский сфероцилиндрический шлем из собрания Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника. / Бобров, Леонид Александрович; Балюнов, Игорь Валерьевич.
In: Теория и практика археологических исследований, Vol. 34, No. 1, 13, 2022, p. 226-249.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - «Большой» ойратский сфероцилиндрический шлем из собрания Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника
AU - Бобров, Леонид Александрович
AU - Балюнов, Игорь Валерьевич
N1 - Бобров Л. А., Балюнов И. В. «Большой» ойратский сфероцилиндрический шлем из собрания Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника // Теория и практика археологических исследований. - 2022. - Т. 34. - № 1. - С. 226–249. Благодарности: исследование проведено в рамках Государственного задания Минобрнауки в сфере научной деятельности (проект №FSUS-2020-0021).
PY - 2022
Y1 - 2022
N2 - В статье рассмотрен шлем №ВО-171, хранящийся в фондах Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника (ТИАМЗ). Ранее наголовье уже привлекало внимание специалистов, однако ни разу не становилось объектом отдельного научного исследования. Цель - дать описание конструкции и оформления шлема, уточнить датировку и атрибуцию, реконструировать возможный первоначальный вид наголовья. Результаты. Шлем был приобретен у сибирских татар в 1910 г. Имя дарителя не установлено. Наиболее вероятно, что данное наголовье было передано в Тобольский губернский музей наследниками влиятельного рода служилых татар Кульмаметьевых. Именно у них в 1908-1910 гг. были приобретены другие сибирские и центральноазиатские шлемы, хранящиеся в собрании ТИАМЗ. Установлено, что шлем входит в состав группы ойратских сфероцилиндрических («кувшинообразных», «вазообразных») наголовий позднего Средневековья и раннего Нового времени. Весьма вероятно, что мастера, изготовившие данные шлемы, вдохновлялись образом буддийской ступы (калм. «субурган»). Особенности конструкции, оформления (в том числе наличие на тулье шлема буддийской символики) позволяют предположить, что наголовье было выковано ойратскими или южносибирскими оружейниками для состоятельного ойратского воина-буддиста в 10-80-х гг. XVII в. Первоначально рассматриваемое наголовье было снабжено трехчастной пластинчато-нашивной бармицей, которая в настоящее время подвешена к сибирско-татарскому шлему №ВО-70. Комплексный анализ источников позволил реконструировать возможный первоначальный вид шлема рассматриваемого типа. Выводы. Шлем №ВО-171 представляет собой яркий образец ойратских наголовий XVII в. В руки сибирских татар он мог попасть в качестве военного трофея, дипломатического подарка или в результате торгового обмена. История шлема является наглядным примером взаимодействия монголо- и тюркоязычного населения Центральной Азии и Западной Сибири в эпоху «Малого монгольского (ойратского) нашествия» XVII - середины XVIII в.
AB - В статье рассмотрен шлем №ВО-171, хранящийся в фондах Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника (ТИАМЗ). Ранее наголовье уже привлекало внимание специалистов, однако ни разу не становилось объектом отдельного научного исследования. Цель - дать описание конструкции и оформления шлема, уточнить датировку и атрибуцию, реконструировать возможный первоначальный вид наголовья. Результаты. Шлем был приобретен у сибирских татар в 1910 г. Имя дарителя не установлено. Наиболее вероятно, что данное наголовье было передано в Тобольский губернский музей наследниками влиятельного рода служилых татар Кульмаметьевых. Именно у них в 1908-1910 гг. были приобретены другие сибирские и центральноазиатские шлемы, хранящиеся в собрании ТИАМЗ. Установлено, что шлем входит в состав группы ойратских сфероцилиндрических («кувшинообразных», «вазообразных») наголовий позднего Средневековья и раннего Нового времени. Весьма вероятно, что мастера, изготовившие данные шлемы, вдохновлялись образом буддийской ступы (калм. «субурган»). Особенности конструкции, оформления (в том числе наличие на тулье шлема буддийской символики) позволяют предположить, что наголовье было выковано ойратскими или южносибирскими оружейниками для состоятельного ойратского воина-буддиста в 10-80-х гг. XVII в. Первоначально рассматриваемое наголовье было снабжено трехчастной пластинчато-нашивной бармицей, которая в настоящее время подвешена к сибирско-татарскому шлему №ВО-70. Комплексный анализ источников позволил реконструировать возможный первоначальный вид шлема рассматриваемого типа. Выводы. Шлем №ВО-171 представляет собой яркий образец ойратских наголовий XVII в. В руки сибирских татар он мог попасть в качестве военного трофея, дипломатического подарка или в результате торгового обмена. История шлема является наглядным примером взаимодействия монголо- и тюркоязычного населения Центральной Азии и Западной Сибири в эпоху «Малого монгольского (ойратского) нашествия» XVII - середины XVIII в.
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=48283297
U2 - 10.14258/tpai(2022)34(1).-13
DO - 10.14258/tpai(2022)34(1).-13
M3 - статья
VL - 34
SP - 226
EP - 249
JO - Теория и практика археологических исследований
JF - Теория и практика археологических исследований
SN - 2307-2539
IS - 1
M1 - 13
ER -
ID: 41878274