Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Шлем ойратского воина из собрания Акмолинского областного историко-краеведческого музея. / Бобров, Леонид Александрович; Кушкумбаев , Айболат Кайрслямович.
In: Археология Евразийских степей, No. 6, 25, 2020, p. 393-404.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Шлем ойратского воина из собрания Акмолинского областного историко-краеведческого музея
AU - Бобров, Леонид Александрович
AU - Кушкумбаев , Айболат Кайрслямович
N1 - Бобров Л.А., Кушкумбаев А.К. Шлем ойратского воина из собрания Акмолинского областного историко-краеведческого музея // Археология Евразийских степей. - 2020. - № 6. - С. 393-404
PY - 2020
Y1 - 2020
N2 - В статье рассмотрен клепаный железный шлем (ГИН 148), хранящийся в Акмолинском областном историко-краеведческого музее (АОИКМ), г. Кокшетау, Республика Казахстан. Первоначально шлем был атрибутирован казахстанскими исследователями, как «русский», а впоследствии, как «казахский». Проведенный типологический анализ позволил уточнить датировку и атрибуцию наголовья. По материалу изготовления шлем ГИН 148 из собрания АОИКМ относится к классу железных, по конструкции тульи - к отделу клепанных, по форме купола - к типу сфероконических. Общая высота наголовья - 24,5 см, диаметр - 21,0 см. Установлено, что шлем ГИН 148 относится к особой группе шлемов ойрато-казахского пограничья периода позднего Средневековья и раннего Нового времени. В настоящее время авторам известно о 18 подобных шлемах, которые происходят с территории Казахстана, Монголии, России (Поволжье, Южная Сибирь) и Северо-Западного Китая. Отличительной особенностью конструкции шлемов серии является клепанная четырехчастная тулья, дополненная «каркасом», состоящим из узких накладок с ровным краем и узкого обруча (или двух обручей), расположенного значительно выше нижней кромки шлема. Анализ А-образных фиксаторов бармицы показал, что они могут быть атрибутированы, как изображение санскритских слогов «ma» (выполненных письмом ланьча), традиционно входивших в состав многих буддийских мантр. Изображения санскритских знаков «ma», «om» и др. неоднократно встречаются на предметах защитного вооружения ойратского производства XVII - середины XVIII вв. (шлемах, панцирях и т.д.), хранящихся в российских и иностранных музейных и частных собраниях. Особенности конструкции шлема из АОИКМ, а также наличие в его оформлении буддийской символики, свидетельствуют в пользу того, что данное наголовье было изготовлено ойратскими (джунгарскими или калмыцкими) оружейниками XVII - середины XVIII вв. Весьма вероятно, что впоследствии шлем мог попасть в руки казахских кочевников и применяться в качестве боевого наголовья вплоть до середины XIX в. включительно.
AB - В статье рассмотрен клепаный железный шлем (ГИН 148), хранящийся в Акмолинском областном историко-краеведческого музее (АОИКМ), г. Кокшетау, Республика Казахстан. Первоначально шлем был атрибутирован казахстанскими исследователями, как «русский», а впоследствии, как «казахский». Проведенный типологический анализ позволил уточнить датировку и атрибуцию наголовья. По материалу изготовления шлем ГИН 148 из собрания АОИКМ относится к классу железных, по конструкции тульи - к отделу клепанных, по форме купола - к типу сфероконических. Общая высота наголовья - 24,5 см, диаметр - 21,0 см. Установлено, что шлем ГИН 148 относится к особой группе шлемов ойрато-казахского пограничья периода позднего Средневековья и раннего Нового времени. В настоящее время авторам известно о 18 подобных шлемах, которые происходят с территории Казахстана, Монголии, России (Поволжье, Южная Сибирь) и Северо-Западного Китая. Отличительной особенностью конструкции шлемов серии является клепанная четырехчастная тулья, дополненная «каркасом», состоящим из узких накладок с ровным краем и узкого обруча (или двух обручей), расположенного значительно выше нижней кромки шлема. Анализ А-образных фиксаторов бармицы показал, что они могут быть атрибутированы, как изображение санскритских слогов «ma» (выполненных письмом ланьча), традиционно входивших в состав многих буддийских мантр. Изображения санскритских знаков «ma», «om» и др. неоднократно встречаются на предметах защитного вооружения ойратского производства XVII - середины XVIII вв. (шлемах, панцирях и т.д.), хранящихся в российских и иностранных музейных и частных собраниях. Особенности конструкции шлема из АОИКМ, а также наличие в его оформлении буддийской символики, свидетельствуют в пользу того, что данное наголовье было изготовлено ойратскими (джунгарскими или калмыцкими) оружейниками XVII - середины XVIII вв. Весьма вероятно, что впоследствии шлем мог попасть в руки казахских кочевников и применяться в качестве боевого наголовья вплоть до середины XIX в. включительно.
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44448589
U2 - 10.24411/2587-6112-2020-10084
DO - 10.24411/2587-6112-2020-10084
M3 - статья
SP - 393
EP - 404
JO - Археология Евразийских степей
JF - Археология Евразийских степей
SN - 2587-6112
IS - 6
M1 - 25
ER -
ID: 27507094