Standard

Вооружение и знамена мусульманского населения Восточного Туркестана и сопредельных территорий середины XVIII в. по материалам «Циньдин Хуанъюй Сиюй тучжи». / Bobrov, Leonid A.; Pastukhov, Alexey M.

в: Mongolian Studies, Том 13, № 2, 1, 2021, стр. 186-221.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{f1008971e5e74c5388308dee861bebf6,
title = "Вооружение и знамена мусульманского населения Восточного Туркестана и сопредельных территорий середины XVIII в. по материалам «Циньдин Хуанъюй Сиюй тучжи»",
abstract = "Введение. В статье рассмотрен цзюань 42 цинского источника «Циньдин Хуанъюй Сиюй тучжи», посвященный вооружению и военной символике мусульманского населения (хуйбу), проживавшего на территории Джунгарского государства в последней трети XVII – середине XVIII вв. Данный раздел «Циньдин Хуанъюй Сиюй тучжи» ранее не переводился на русский язык и не становился объектом отдельного научного исследования. Цель исследования — ввести в научный оборот и изучить сведения цзюаня 42 «Циньдин Хуанъюй Сиюй тучжи», касающиеся вооружения и знамен мусульманского населения Джунгарии и Восточного Туркестана. Результаты. Рассматриваемое сочинение было составлено по инициативе императора Цяньлуна по результатам присоединения к Цинской империи территории Джунгарского государства. Для изучения новых земель была направлена группа цинских чиновников и европейских специалистов. Основные исследовательские работы в Джунгарии были выполнены в 1756–1757 гг. Изучение Восточного Туркестана завершилось весной 1759 г. В том же году началась работа над текстом, которая продолжалась, с перерывами, на протяжении 23 лет (1759–1782 гг.). В числе прочих над произведением трудились маньчжурские военачальники — участники боевых действий в Центральной Азии. В источнике описаны: три разновидности «мусульманского» клинкового оружия (кылыч, сэлэм, ханджар), копье (найза), секира (айбалта), лук (яй), стрелы (ок), колчан (саадак), кольчуга (сауыт), пластинчатый панцирь (куяк), мягкий панцирь (олбог), зерцальный доспех (чар-айна), шлем (дуулга), пластинчатый пояс (белдемчи). Из элементов военного костюма особо отмечены подшлемники и верхние штаны — шалбары. Кроме того, описаны две разновидности боевых знамен: алам — малые знамена беков; «большое знамя» — туг. Описание каждого предмета сопровождается транскрипцией его оригинального названия. В некоторых случаях указываются материал изготовления и основные типовые размеры. Выводы. Сопоставление данных «Циньдин Хуанъюй Сиюй тучжи» с подлинными образцами вооружения и изобразительными материалами показало, что имперские чиновники весьма достоверно описали особенности конструкции и оформления оружия и доспехов народов региона. Некоторые сведения источника являются уникальными и не встречаются в других произведениях XVIII в. Цинские авторы соотнесли оригинальные названия оружия и доспехов с их конструктивными особенностями, что открывает широкие перспективы для более детального и всестороннего изучения письменных произведений и эпоса тюркского населения Центральной Азии. ",
keywords = "Armor, Banners, Dzungaria, East Turkestan, Weapons, “Xiyu Tuzhi”, Armor, Banners, Dzungaria, East Turkestan, Weapons, “Xiyu Tuzhi”",
author = "Bobrov, {Leonid A.} and Pastukhov, {Alexey M.}",
note = "Бобров Л.А., Пастухов А.М. Вооружение и знамена мусульманского населения Восточного Туркестана и сопредельных территорий середины XVIII в. по материалам «Циньдин Хуанъюй Сиюй тучжи» // Монголоведение. - 2021. - Т. 13. - № 2. - С. 186-221. Исследование проведено в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования (проект № FSUS-2020-0021).",
year = "2021",
doi = "10.22162/2500-1523-2021-2-186-221",
language = "русский",
volume = "13",
pages = "186--221",
journal = "Монголоведение",
issn = "2500-1523",
publisher = "Калмыцкий научный центр Российской академии наук",
number = "2",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Вооружение и знамена мусульманского населения Восточного Туркестана и сопредельных территорий середины XVIII в. по материалам «Циньдин Хуанъюй Сиюй тучжи»

AU - Bobrov, Leonid A.

AU - Pastukhov, Alexey M.

N1 - Бобров Л.А., Пастухов А.М. Вооружение и знамена мусульманского населения Восточного Туркестана и сопредельных территорий середины XVIII в. по материалам «Циньдин Хуанъюй Сиюй тучжи» // Монголоведение. - 2021. - Т. 13. - № 2. - С. 186-221. Исследование проведено в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования (проект № FSUS-2020-0021).

PY - 2021

Y1 - 2021

N2 - Введение. В статье рассмотрен цзюань 42 цинского источника «Циньдин Хуанъюй Сиюй тучжи», посвященный вооружению и военной символике мусульманского населения (хуйбу), проживавшего на территории Джунгарского государства в последней трети XVII – середине XVIII вв. Данный раздел «Циньдин Хуанъюй Сиюй тучжи» ранее не переводился на русский язык и не становился объектом отдельного научного исследования. Цель исследования — ввести в научный оборот и изучить сведения цзюаня 42 «Циньдин Хуанъюй Сиюй тучжи», касающиеся вооружения и знамен мусульманского населения Джунгарии и Восточного Туркестана. Результаты. Рассматриваемое сочинение было составлено по инициативе императора Цяньлуна по результатам присоединения к Цинской империи территории Джунгарского государства. Для изучения новых земель была направлена группа цинских чиновников и европейских специалистов. Основные исследовательские работы в Джунгарии были выполнены в 1756–1757 гг. Изучение Восточного Туркестана завершилось весной 1759 г. В том же году началась работа над текстом, которая продолжалась, с перерывами, на протяжении 23 лет (1759–1782 гг.). В числе прочих над произведением трудились маньчжурские военачальники — участники боевых действий в Центральной Азии. В источнике описаны: три разновидности «мусульманского» клинкового оружия (кылыч, сэлэм, ханджар), копье (найза), секира (айбалта), лук (яй), стрелы (ок), колчан (саадак), кольчуга (сауыт), пластинчатый панцирь (куяк), мягкий панцирь (олбог), зерцальный доспех (чар-айна), шлем (дуулга), пластинчатый пояс (белдемчи). Из элементов военного костюма особо отмечены подшлемники и верхние штаны — шалбары. Кроме того, описаны две разновидности боевых знамен: алам — малые знамена беков; «большое знамя» — туг. Описание каждого предмета сопровождается транскрипцией его оригинального названия. В некоторых случаях указываются материал изготовления и основные типовые размеры. Выводы. Сопоставление данных «Циньдин Хуанъюй Сиюй тучжи» с подлинными образцами вооружения и изобразительными материалами показало, что имперские чиновники весьма достоверно описали особенности конструкции и оформления оружия и доспехов народов региона. Некоторые сведения источника являются уникальными и не встречаются в других произведениях XVIII в. Цинские авторы соотнесли оригинальные названия оружия и доспехов с их конструктивными особенностями, что открывает широкие перспективы для более детального и всестороннего изучения письменных произведений и эпоса тюркского населения Центральной Азии.

AB - Введение. В статье рассмотрен цзюань 42 цинского источника «Циньдин Хуанъюй Сиюй тучжи», посвященный вооружению и военной символике мусульманского населения (хуйбу), проживавшего на территории Джунгарского государства в последней трети XVII – середине XVIII вв. Данный раздел «Циньдин Хуанъюй Сиюй тучжи» ранее не переводился на русский язык и не становился объектом отдельного научного исследования. Цель исследования — ввести в научный оборот и изучить сведения цзюаня 42 «Циньдин Хуанъюй Сиюй тучжи», касающиеся вооружения и знамен мусульманского населения Джунгарии и Восточного Туркестана. Результаты. Рассматриваемое сочинение было составлено по инициативе императора Цяньлуна по результатам присоединения к Цинской империи территории Джунгарского государства. Для изучения новых земель была направлена группа цинских чиновников и европейских специалистов. Основные исследовательские работы в Джунгарии были выполнены в 1756–1757 гг. Изучение Восточного Туркестана завершилось весной 1759 г. В том же году началась работа над текстом, которая продолжалась, с перерывами, на протяжении 23 лет (1759–1782 гг.). В числе прочих над произведением трудились маньчжурские военачальники — участники боевых действий в Центральной Азии. В источнике описаны: три разновидности «мусульманского» клинкового оружия (кылыч, сэлэм, ханджар), копье (найза), секира (айбалта), лук (яй), стрелы (ок), колчан (саадак), кольчуга (сауыт), пластинчатый панцирь (куяк), мягкий панцирь (олбог), зерцальный доспех (чар-айна), шлем (дуулга), пластинчатый пояс (белдемчи). Из элементов военного костюма особо отмечены подшлемники и верхние штаны — шалбары. Кроме того, описаны две разновидности боевых знамен: алам — малые знамена беков; «большое знамя» — туг. Описание каждого предмета сопровождается транскрипцией его оригинального названия. В некоторых случаях указываются материал изготовления и основные типовые размеры. Выводы. Сопоставление данных «Циньдин Хуанъюй Сиюй тучжи» с подлинными образцами вооружения и изобразительными материалами показало, что имперские чиновники весьма достоверно описали особенности конструкции и оформления оружия и доспехов народов региона. Некоторые сведения источника являются уникальными и не встречаются в других произведениях XVIII в. Цинские авторы соотнесли оригинальные названия оружия и доспехов с их конструктивными особенностями, что открывает широкие перспективы для более детального и всестороннего изучения письменных произведений и эпоса тюркского населения Центральной Азии.

KW - Armor

KW - Banners

KW - Dzungaria

KW - East Turkestan

KW - Weapons

KW - “Xiyu Tuzhi”

KW - Armor

KW - Banners

KW - Dzungaria

KW - East Turkestan

KW - Weapons

KW - “Xiyu Tuzhi”

UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85121032533&partnerID=8YFLogxK

UR - https://www.mendeley.com/catalogue/c14f20c6-6030-3599-a01f-455832a5d970/

U2 - 10.22162/2500-1523-2021-2-186-221

DO - 10.22162/2500-1523-2021-2-186-221

M3 - статья

AN - SCOPUS:85121032533

VL - 13

SP - 186

EP - 221

JO - Монголоведение

JF - Монголоведение

SN - 2500-1523

IS - 2

M1 - 1

ER -

ID: 34969614