Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ВИДЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ СРЕДСТВ-ПОСРЕДНИКОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. ЧАСТЬ 1. / Pavlovsky, Evgeny N.; Sidorova, Tatyana A.; Smirnov, Sergei A. и др.
в: Cultural-Historical Psychology, Том 20, № 4, 10.12.2024, стр. 21-30.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ВИДЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ СРЕДСТВ-ПОСРЕДНИКОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. ЧАСТЬ 1
AU - Pavlovsky, Evgeny N.
AU - Sidorova, Tatyana A.
AU - Smirnov, Sergei A.
AU - Tuchinov, Bair N.
N1 - Исследование выполнено за счет финансовой поддержки (гранта) исследовательских центров, предоставленной Автономной некоммерческой организацией «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации», идентификатор соглашения о предоставлении субсидии 000000D730324P540002, договор о предоставлении гранта с Новосибирским государственным университетом от 27.12.2023 № 70-2023-001318.
PY - 2024/12/10
Y1 - 2024/12/10
N2 - В статье ставится задача, связанная с необходимостью разработки и внедрения таких моделей развития школьников, в основание которых заложены базовые идеи культурно-исторического подхода, предложенные в школе Л.С. Выготского. Авторы статьи полагают, что именно с помощью таких моделей может быть преодолена ограниченность объяснительных моделей, в основание которых закладываются стимул-реактивные алгоритмические стратегии, негативно влияющие на развитие человека. На материале проекта «Школьники - научные волонтеры» авторы статьи показывают то, как может быть устроена модель опосредования, в которой используются цифровые средства и система с элементами искусственного интеллекта. В рамках проекта ставится задача по формированию у школьников исследовательского видения (нового функционального органа) с помощью цифровых средств-посредников. Опираясь на культурно-исторический подход к пониманию искусственного интеллекта в качестве орудия развития мышления и формирования исследовательских способностей и навыков в работе с информацией у школьников - научных волонтеров, мы обосновываем идею о том, что фреймы этического регулирования ИИ могут стать частью знаковой среды, в которой будет происходить культурная адаптация рискогенной технологии. Критический анализ рискогенных технологий разработан в биоэтике. В качестве этических ориентиров мы используем принципы предосторожности и опережающего реагирования. Данная статья является первой частью, в которой описана постановочная часть исследования. Во второй части будет показано, как протекал проект, какие были получены первые результаты и какие были трудности, связанные с выполнением поставленных задач.
AB - В статье ставится задача, связанная с необходимостью разработки и внедрения таких моделей развития школьников, в основание которых заложены базовые идеи культурно-исторического подхода, предложенные в школе Л.С. Выготского. Авторы статьи полагают, что именно с помощью таких моделей может быть преодолена ограниченность объяснительных моделей, в основание которых закладываются стимул-реактивные алгоритмические стратегии, негативно влияющие на развитие человека. На материале проекта «Школьники - научные волонтеры» авторы статьи показывают то, как может быть устроена модель опосредования, в которой используются цифровые средства и система с элементами искусственного интеллекта. В рамках проекта ставится задача по формированию у школьников исследовательского видения (нового функционального органа) с помощью цифровых средств-посредников. Опираясь на культурно-исторический подход к пониманию искусственного интеллекта в качестве орудия развития мышления и формирования исследовательских способностей и навыков в работе с информацией у школьников - научных волонтеров, мы обосновываем идею о том, что фреймы этического регулирования ИИ могут стать частью знаковой среды, в которой будет происходить культурная адаптация рискогенной технологии. Критический анализ рискогенных технологий разработан в биоэтике. В качестве этических ориентиров мы используем принципы предосторожности и опережающего реагирования. Данная статья является первой частью, в которой описана постановочная часть исследования. Во второй части будет показано, как протекал проект, какие были получены первые результаты и какие были трудности, связанные с выполнением поставленных задач.
KW - cultural-historical psychology
KW - datasets
KW - digital mediating tools
KW - functional organ
KW - mediation
KW - research vision
KW - the project “Schoolchildren — Scientific Volunteers”
KW - датасеты
KW - исследовательское видение
KW - культурно-историческая психология
KW - опосредование
KW - проект «Школьники — научные волонтеры»
KW - функциональный орган
KW - цифровые средства-посредники
UR - https://www.mendeley.com/catalogue/d35d33a2-74fd-3262-bfd2-57c7f83b585a/
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=76978066
UR - https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85214409819&origin=inward&txGid=e5ebc51f174629fbfa278f480fb7bb85
U2 - 10.17759/chp.2024200403
DO - 10.17759/chp.2024200403
M3 - статья
VL - 20
SP - 21
EP - 30
JO - Cultural-Historical Psychology
JF - Cultural-Historical Psychology
SN - 1816-5435
IS - 4
ER -
ID: 61520930