Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › обзорная статья › Рецензирование
Призывы беспартийных в РКП(б) - ВКП(б) во время гражданской войны и новой экономической политики : феномен инспирированной мобильности. / Morozova, T. I.; Shishkin, V. I.
в: Modern History of Russia, № 1 (18), 2, 2017, стр. 31-50.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › обзорная статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Призывы беспартийных в РКП(б) - ВКП(б) во время гражданской войны и новой экономической политики
T2 - феномен инспирированной мобильности
AU - Morozova, T. I.
AU - Shishkin, V. I.
N1 - Морозова Т.И., Шишкин В.И. Призывы беспартийных в РКП(б) - ВКП(б) во время гражданской войны и новой экономической политики: феномен инспирированной мобильности // Новейшая история России. - 2017. - № 1. - С. 31-50
PY - 2017
Y1 - 2017
N2 - Статья посвящена кампаниям массового призыва беспартийных в РКП(б) - ВКП(б), практиковавшимся в РСФСР, а потом и в СССР. Впервые такой метод пополнения коммунистических рядов был апробирован в конце 1919 г. и получил название «партийная неделя». Впоследствии наибо- лее известными и масштабными его вариантами стали ленинский призыв 1924 г. и октябрьский призыв конца 1927 - начала 1928 г. Идентичность главных целей - увеличение численности партии при одновременном изменении ее социального состава - позволяет рассматривать эти кампании как однопо- рядковые явления, имевшие преемственность и внутреннее единство. В статье впервые в отечествен- ной историографии «партийные недели», ленинский и октябрьский призывы в коммунистическую партию исследованы сквозь призму социальной мобильности, сознательно инспирированной центральной властью. Проанализированы обстоятельства и причины, обусловившие необходимость и возможность ис- пользования массовых призывов, цели этих кампаний, механизмы и инструменты, которые применялись для их достижения, а также результаты названных акций. Выяснено, что в общей сложности с октября 1919 г. по январь 1928 г. в ходе призывных кампаний в партию было принято около полумиллиона человек. Высказана гипотеза, что инспирированная властью мобильность являлась разновидностью социального инжиниринга. Доказано, что она носила неустойчивый характер, поскольку была жестко ориентирована на социальные низы, имевшие низкий уровень общей и политической грамотности и культуры, не отличавшиеся конструктивной социальной активностью. В результате тысячи человек, вступивших в ходе призывов в партию, так и не сумели закрепиться в ней, вышли или были исключены из нее. Последнее обстоятельство существенно снижало эффективность массовых призывов и побудило руководство ВКП(б) отказаться от такого способа пополнения коммунистических рядов.
AB - Статья посвящена кампаниям массового призыва беспартийных в РКП(б) - ВКП(б), практиковавшимся в РСФСР, а потом и в СССР. Впервые такой метод пополнения коммунистических рядов был апробирован в конце 1919 г. и получил название «партийная неделя». Впоследствии наибо- лее известными и масштабными его вариантами стали ленинский призыв 1924 г. и октябрьский призыв конца 1927 - начала 1928 г. Идентичность главных целей - увеличение численности партии при одновременном изменении ее социального состава - позволяет рассматривать эти кампании как однопо- рядковые явления, имевшие преемственность и внутреннее единство. В статье впервые в отечествен- ной историографии «партийные недели», ленинский и октябрьский призывы в коммунистическую партию исследованы сквозь призму социальной мобильности, сознательно инспирированной центральной властью. Проанализированы обстоятельства и причины, обусловившие необходимость и возможность ис- пользования массовых призывов, цели этих кампаний, механизмы и инструменты, которые применялись для их достижения, а также результаты названных акций. Выяснено, что в общей сложности с октября 1919 г. по январь 1928 г. в ходе призывных кампаний в партию было принято около полумиллиона человек. Высказана гипотеза, что инспирированная властью мобильность являлась разновидностью социального инжиниринга. Доказано, что она носила неустойчивый характер, поскольку была жестко ориентирована на социальные низы, имевшие низкий уровень общей и политической грамотности и культуры, не отличавшиеся конструктивной социальной активностью. В результате тысячи человек, вступивших в ходе призывов в партию, так и не сумели закрепиться в ней, вышли или были исключены из нее. Последнее обстоятельство существенно снижало эффективность массовых призывов и побудило руководство ВКП(б) отказаться от такого способа пополнения коммунистических рядов.
KW - "Party's Weeks"
KW - Communist party
KW - Inspired mobility
KW - Lenin's call
KW - October call
KW - Social mobility
KW - social mobility
KW - inspired mobility
UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85021770004&partnerID=8YFLogxK
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29149568
U2 - 10.21638/11701/spbu24.2017.102
DO - 10.21638/11701/spbu24.2017.102
M3 - обзорная статья
AN - SCOPUS:85021770004
SP - 31
EP - 50
JO - Новейшая история России
JF - Новейшая история России
SN - 2219-9659
IS - 1 (18)
M1 - 2
ER -
ID: 25378870