Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Оценка ассоциаций двигательных навыков с показателями исполнительного функционирования у детей старшего дошкольного возраста. / Zhilyaeva, Tatyana V.; Tolstobrova, Ekaterina M.; Silantyeva, Oksana M. и др.
в: Psychological Science and Education, Том 30, № 3, 2025, стр. 18-32.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Оценка ассоциаций двигательных навыков с показателями исполнительного функционирования у детей старшего дошкольного возраста
AU - Zhilyaeva, Tatyana V.
AU - Tolstobrova, Ekaterina M.
AU - Silantyeva, Oksana M.
AU - Nasonova, Ulyana A.
AU - Brak, Ivan V.
AU - Borisov, Valentin Yu
AU - Taraday, Yuri M.
AU - Borisova, Anastasia M.
N1 - Исследование выполнено при финансовой поддержке Программы «Приоритет 2030» в рамках научного проекта «Исследование нейробиологических предикторов академической успешности детей» Оценка ассоциаций двигательных навыков с показателями исполнительного функционирования у детей старшего дошкольного возраста / Т. В. Жиляева, Е. М. Толстоброва, О. М. Силантьева [и др.] // Психологическая наука и образование. – 2025. – Т. 30, № 3. – С. 18-32. – DOI 10.17759/pse.2025300302.
PY - 2025
Y1 - 2025
N2 - Контекст и актуальность. Материалы статьи посвящены проблеме взаимосвязи двигательных навыков (мелкая и крупная моторика, время моторной реакции) с исполнительным функционированием (ИФ), которое является важнейшим предиктором дальнейшей академической успешности. Цель данного экспериментального исследования – определить силу и направленность ассоциаций компонентов ИФ (способности к планированию, рабочей памяти, тормозного контроля) с различными моторными навыками (крупной и мелкой моторикой) у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза. Предполагалось, что у детей дошкольного возраста компоненты ИФ (способность к планированию, рабочая память, тормозный контроль) имеют тесные ассоциации с различными показателями двигательного развития, т.к. до сих пор это не имеет однозначного подтверждения в экспериментальных исследованиях. Методы и материалы. Обследование участников проводилось в рамках проекта «Исследование нейробиологических предикторов академической успешности детей» (Приоритет 2030) с помощью аппаратно-программной системы SHUHFRIED (методика Башня Лондона, Фрейбургская версия, англ. Tower of London – Freiburg version, TOL-F; тест Навыки моторного обучения, краткая форма по Штурму и Бюссингу, англ. Motor Learning Skills, MLS; тест Времени реакции, англ. Reaction Time, RT; n = 81, 58 мальчиков, средний возраст – 6,42 ± 0,53 лет) и стабилометрического комплекса ST-150 (65 детей, 52 мальчика, средний возраст – 6,4 ± 0,52 лет). Результаты. Согласно корреляционному анализу показателей стабилометрии и теста TOL-F, чем ниже показатели крупной моторики (постуральной устойчивости), тем лучше показатели планирования и рабочей памяти, однако показатель тормозного контроля прямо коррелирует с навыками постуральной устойчивости. Результаты тестов на мелкую моторику и ИФ преимущественно согласуются между собой, однако имеют особенности латерализации и размер коэффициентов корреляции не превышает 0,4. Выводы. Корреляции результатов тестов на мелкую моторику с ИФ являются преимущественно слабыми. Вероятно, на этапе дошкольного образования воздействие только на двигательную сферу (мелкую моторику, в частности) не является достаточным условием для развития показателей ИФ. Планирование и рабочая память обратно коррелируют с показателями развития крупной моторики, что, вероятно, говорит о реципрокном взаимоотношении отдельных высших корковых функций с крупными моторными навыками в старшем дошкольном возрасте.
AB - Контекст и актуальность. Материалы статьи посвящены проблеме взаимосвязи двигательных навыков (мелкая и крупная моторика, время моторной реакции) с исполнительным функционированием (ИФ), которое является важнейшим предиктором дальнейшей академической успешности. Цель данного экспериментального исследования – определить силу и направленность ассоциаций компонентов ИФ (способности к планированию, рабочей памяти, тормозного контроля) с различными моторными навыками (крупной и мелкой моторикой) у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза. Предполагалось, что у детей дошкольного возраста компоненты ИФ (способность к планированию, рабочая память, тормозный контроль) имеют тесные ассоциации с различными показателями двигательного развития, т.к. до сих пор это не имеет однозначного подтверждения в экспериментальных исследованиях. Методы и материалы. Обследование участников проводилось в рамках проекта «Исследование нейробиологических предикторов академической успешности детей» (Приоритет 2030) с помощью аппаратно-программной системы SHUHFRIED (методика Башня Лондона, Фрейбургская версия, англ. Tower of London – Freiburg version, TOL-F; тест Навыки моторного обучения, краткая форма по Штурму и Бюссингу, англ. Motor Learning Skills, MLS; тест Времени реакции, англ. Reaction Time, RT; n = 81, 58 мальчиков, средний возраст – 6,42 ± 0,53 лет) и стабилометрического комплекса ST-150 (65 детей, 52 мальчика, средний возраст – 6,4 ± 0,52 лет). Результаты. Согласно корреляционному анализу показателей стабилометрии и теста TOL-F, чем ниже показатели крупной моторики (постуральной устойчивости), тем лучше показатели планирования и рабочей памяти, однако показатель тормозного контроля прямо коррелирует с навыками постуральной устойчивости. Результаты тестов на мелкую моторику и ИФ преимущественно согласуются между собой, однако имеют особенности латерализации и размер коэффициентов корреляции не превышает 0,4. Выводы. Корреляции результатов тестов на мелкую моторику с ИФ являются преимущественно слабыми. Вероятно, на этапе дошкольного образования воздействие только на двигательную сферу (мелкую моторику, в частности) не является достаточным условием для развития показателей ИФ. Планирование и рабочая память обратно коррелируют с показателями развития крупной моторики, что, вероятно, говорит о реципрокном взаимоотношении отдельных высших корковых функций с крупными моторными навыками в старшем дошкольном возрасте.
KW - executive functioning
KW - fine motor skills
KW - gross motor skills
KW - motor response
KW - postural stability
KW - исполнительное функционирование
KW - постуральная устойчивость
KW - мелкая моторика
KW - крупная моторика
KW - моторная реакция
UR - https://www.mendeley.com/catalogue/aff86931-9f56-303c-8f21-2a9a65e4d2cd/
UR - https://www.scopus.com/inward/record.uri?partnerID=HzOxMe3b&scp=105011205731&origin=inward
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=82589226
U2 - 10.17759/pse.2025300302
DO - 10.17759/pse.2025300302
M3 - статья
VL - 30
SP - 18
EP - 32
JO - Psychological Science and Education
JF - Psychological Science and Education
SN - 2311-7273
IS - 3
ER -
ID: 68585054