Standard

Оценка ассоциаций двигательных навыков с показателями исполнительного функционирования у детей старшего дошкольного возраста. / Zhilyaeva, Tatyana V.; Tolstobrova, Ekaterina M.; Silantyeva, Oksana M. и др.

в: Psychological Science and Education, Том 30, № 3, 2025, стр. 18-32.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

Zhilyaeva, TV, Tolstobrova, EM, Silantyeva, OM, Nasonova, UA, Brak, IV, Borisov, VY, Taraday, YM & Borisova, AM 2025, 'Оценка ассоциаций двигательных навыков с показателями исполнительного функционирования у детей старшего дошкольного возраста', Psychological Science and Education, Том. 30, № 3, стр. 18-32. https://doi.org/10.17759/pse.2025300302

APA

Zhilyaeva, T. V., Tolstobrova, E. M., Silantyeva, O. M., Nasonova, U. A., Brak, I. V., Borisov, V. Y., Taraday, Y. M., & Borisova, A. M. (2025). Оценка ассоциаций двигательных навыков с показателями исполнительного функционирования у детей старшего дошкольного возраста. Psychological Science and Education, 30(3), 18-32. https://doi.org/10.17759/pse.2025300302

Vancouver

Zhilyaeva TV, Tolstobrova EM, Silantyeva OM, Nasonova UA, Brak IV, Borisov VY и др. Оценка ассоциаций двигательных навыков с показателями исполнительного функционирования у детей старшего дошкольного возраста. Psychological Science and Education. 2025;30(3):18-32. doi: 10.17759/pse.2025300302

Author

Zhilyaeva, Tatyana V. ; Tolstobrova, Ekaterina M. ; Silantyeva, Oksana M. и др. / Оценка ассоциаций двигательных навыков с показателями исполнительного функционирования у детей старшего дошкольного возраста. в: Psychological Science and Education. 2025 ; Том 30, № 3. стр. 18-32.

BibTeX

@article{251b522272eb46358c217dd058af75eb,
title = "Оценка ассоциаций двигательных навыков с показателями исполнительного функционирования у детей старшего дошкольного возраста",
abstract = "Контекст и актуальность. Материалы статьи посвящены проблеме взаимосвязи двигательных навыков (мелкая и крупная моторика, время моторной реакции) с исполнительным функционированием (ИФ), которое является важнейшим предиктором дальнейшей академической успешности. Цель данного экспериментального исследования – определить силу и направленность ассоциаций компонентов ИФ (способности к планированию, рабочей памяти, тормозного контроля) с различными моторными навыками (крупной и мелкой моторикой) у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза. Предполагалось, что у детей дошкольного возраста компоненты ИФ (способность к планированию, рабочая память, тормозный контроль) имеют тесные ассоциации с различными показателями двигательного развития, т.к. до сих пор это не имеет однозначного подтверждения в экспериментальных исследованиях. Методы и материалы. Обследование участников проводилось в рамках проекта «Исследование нейробиологических предикторов академической успешности детей» (Приоритет 2030) с помощью аппаратно-программной системы SHUHFRIED (методика Башня Лондона, Фрейбургская версия, англ. Tower of London – Freiburg version, TOL-F; тест Навыки моторного обучения, краткая форма по Штурму и Бюссингу, англ. Motor Learning Skills, MLS; тест Времени реакции, англ. Reaction Time, RT; n = 81, 58 мальчиков, средний возраст – 6,42 ± 0,53 лет) и стабилометрического комплекса ST-150 (65 детей, 52 мальчика, средний возраст – 6,4 ± 0,52 лет). Результаты. Согласно корреляционному анализу показателей стабилометрии и теста TOL-F, чем ниже показатели крупной моторики (постуральной устойчивости), тем лучше показатели планирования и рабочей памяти, однако показатель тормозного контроля прямо коррелирует с навыками постуральной устойчивости. Результаты тестов на мелкую моторику и ИФ преимущественно согласуются между собой, однако имеют особенности латерализации и размер коэффициентов корреляции не превышает 0,4. Выводы. Корреляции результатов тестов на мелкую моторику с ИФ являются преимущественно слабыми. Вероятно, на этапе дошкольного образования воздействие только на двигательную сферу (мелкую моторику, в частности) не является достаточным условием для развития показателей ИФ. Планирование и рабочая память обратно коррелируют с показателями развития крупной моторики, что, вероятно, говорит о реципрокном взаимоотношении отдельных высших корковых функций с крупными моторными навыками в старшем дошкольном возрасте.",
keywords = "executive functioning, fine motor skills, gross motor skills, motor response, postural stability, исполнительное функционирование, постуральная устойчивость, мелкая моторика, крупная моторика, моторная реакция",
author = "Zhilyaeva, {Tatyana V.} and Tolstobrova, {Ekaterina M.} and Silantyeva, {Oksana M.} and Nasonova, {Ulyana A.} and Brak, {Ivan V.} and Borisov, {Valentin Yu} and Taraday, {Yuri M.} and Borisova, {Anastasia M.}",
note = "Исследование выполнено при финансовой поддержке Программы «Приоритет 2030» в рамках научного проекта «Исследование нейробиологических предикторов академической успешности детей» Оценка ассоциаций двигательных навыков с показателями исполнительного функционирования у детей старшего дошкольного возраста / Т. В. Жиляева, Е. М. Толстоброва, О. М. Силантьева [и др.] // Психологическая наука и образование. – 2025. – Т. 30, № 3. – С. 18-32. – DOI 10.17759/pse.2025300302.",
year = "2025",
doi = "10.17759/pse.2025300302",
language = "русский",
volume = "30",
pages = "18--32",
journal = "Psychological Science and Education",
issn = "2311-7273",
publisher = "ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»",
number = "3",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Оценка ассоциаций двигательных навыков с показателями исполнительного функционирования у детей старшего дошкольного возраста

AU - Zhilyaeva, Tatyana V.

AU - Tolstobrova, Ekaterina M.

AU - Silantyeva, Oksana M.

AU - Nasonova, Ulyana A.

AU - Brak, Ivan V.

AU - Borisov, Valentin Yu

AU - Taraday, Yuri M.

AU - Borisova, Anastasia M.

N1 - Исследование выполнено при финансовой поддержке Программы «Приоритет 2030» в рамках научного проекта «Исследование нейробиологических предикторов академической успешности детей» Оценка ассоциаций двигательных навыков с показателями исполнительного функционирования у детей старшего дошкольного возраста / Т. В. Жиляева, Е. М. Толстоброва, О. М. Силантьева [и др.] // Психологическая наука и образование. – 2025. – Т. 30, № 3. – С. 18-32. – DOI 10.17759/pse.2025300302.

PY - 2025

Y1 - 2025

N2 - Контекст и актуальность. Материалы статьи посвящены проблеме взаимосвязи двигательных навыков (мелкая и крупная моторика, время моторной реакции) с исполнительным функционированием (ИФ), которое является важнейшим предиктором дальнейшей академической успешности. Цель данного экспериментального исследования – определить силу и направленность ассоциаций компонентов ИФ (способности к планированию, рабочей памяти, тормозного контроля) с различными моторными навыками (крупной и мелкой моторикой) у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза. Предполагалось, что у детей дошкольного возраста компоненты ИФ (способность к планированию, рабочая память, тормозный контроль) имеют тесные ассоциации с различными показателями двигательного развития, т.к. до сих пор это не имеет однозначного подтверждения в экспериментальных исследованиях. Методы и материалы. Обследование участников проводилось в рамках проекта «Исследование нейробиологических предикторов академической успешности детей» (Приоритет 2030) с помощью аппаратно-программной системы SHUHFRIED (методика Башня Лондона, Фрейбургская версия, англ. Tower of London – Freiburg version, TOL-F; тест Навыки моторного обучения, краткая форма по Штурму и Бюссингу, англ. Motor Learning Skills, MLS; тест Времени реакции, англ. Reaction Time, RT; n = 81, 58 мальчиков, средний возраст – 6,42 ± 0,53 лет) и стабилометрического комплекса ST-150 (65 детей, 52 мальчика, средний возраст – 6,4 ± 0,52 лет). Результаты. Согласно корреляционному анализу показателей стабилометрии и теста TOL-F, чем ниже показатели крупной моторики (постуральной устойчивости), тем лучше показатели планирования и рабочей памяти, однако показатель тормозного контроля прямо коррелирует с навыками постуральной устойчивости. Результаты тестов на мелкую моторику и ИФ преимущественно согласуются между собой, однако имеют особенности латерализации и размер коэффициентов корреляции не превышает 0,4. Выводы. Корреляции результатов тестов на мелкую моторику с ИФ являются преимущественно слабыми. Вероятно, на этапе дошкольного образования воздействие только на двигательную сферу (мелкую моторику, в частности) не является достаточным условием для развития показателей ИФ. Планирование и рабочая память обратно коррелируют с показателями развития крупной моторики, что, вероятно, говорит о реципрокном взаимоотношении отдельных высших корковых функций с крупными моторными навыками в старшем дошкольном возрасте.

AB - Контекст и актуальность. Материалы статьи посвящены проблеме взаимосвязи двигательных навыков (мелкая и крупная моторика, время моторной реакции) с исполнительным функционированием (ИФ), которое является важнейшим предиктором дальнейшей академической успешности. Цель данного экспериментального исследования – определить силу и направленность ассоциаций компонентов ИФ (способности к планированию, рабочей памяти, тормозного контроля) с различными моторными навыками (крупной и мелкой моторикой) у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза. Предполагалось, что у детей дошкольного возраста компоненты ИФ (способность к планированию, рабочая память, тормозный контроль) имеют тесные ассоциации с различными показателями двигательного развития, т.к. до сих пор это не имеет однозначного подтверждения в экспериментальных исследованиях. Методы и материалы. Обследование участников проводилось в рамках проекта «Исследование нейробиологических предикторов академической успешности детей» (Приоритет 2030) с помощью аппаратно-программной системы SHUHFRIED (методика Башня Лондона, Фрейбургская версия, англ. Tower of London – Freiburg version, TOL-F; тест Навыки моторного обучения, краткая форма по Штурму и Бюссингу, англ. Motor Learning Skills, MLS; тест Времени реакции, англ. Reaction Time, RT; n = 81, 58 мальчиков, средний возраст – 6,42 ± 0,53 лет) и стабилометрического комплекса ST-150 (65 детей, 52 мальчика, средний возраст – 6,4 ± 0,52 лет). Результаты. Согласно корреляционному анализу показателей стабилометрии и теста TOL-F, чем ниже показатели крупной моторики (постуральной устойчивости), тем лучше показатели планирования и рабочей памяти, однако показатель тормозного контроля прямо коррелирует с навыками постуральной устойчивости. Результаты тестов на мелкую моторику и ИФ преимущественно согласуются между собой, однако имеют особенности латерализации и размер коэффициентов корреляции не превышает 0,4. Выводы. Корреляции результатов тестов на мелкую моторику с ИФ являются преимущественно слабыми. Вероятно, на этапе дошкольного образования воздействие только на двигательную сферу (мелкую моторику, в частности) не является достаточным условием для развития показателей ИФ. Планирование и рабочая память обратно коррелируют с показателями развития крупной моторики, что, вероятно, говорит о реципрокном взаимоотношении отдельных высших корковых функций с крупными моторными навыками в старшем дошкольном возрасте.

KW - executive functioning

KW - fine motor skills

KW - gross motor skills

KW - motor response

KW - postural stability

KW - исполнительное функционирование

KW - постуральная устойчивость

KW - мелкая моторика

KW - крупная моторика

KW - моторная реакция

UR - https://www.mendeley.com/catalogue/aff86931-9f56-303c-8f21-2a9a65e4d2cd/

UR - https://www.scopus.com/inward/record.uri?partnerID=HzOxMe3b&scp=105011205731&origin=inward

UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=82589226

U2 - 10.17759/pse.2025300302

DO - 10.17759/pse.2025300302

M3 - статья

VL - 30

SP - 18

EP - 32

JO - Psychological Science and Education

JF - Psychological Science and Education

SN - 2311-7273

IS - 3

ER -

ID: 68585054