Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › обзорная статья › Рецензирование
О роли христианских церквей в межэтническом диалоге в Новом Свете и Сибири. / Akishin, Mikhail O.
в: Ural'skij Istoriceskij Vestnik, № 4 (61), 3, 01.01.2018, стр. 22-29.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › обзорная статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - О роли христианских церквей в межэтническом диалоге в Новом Свете и Сибири
AU - Akishin, Mikhail O.
N1 - Акишин М.О. О роли христианских церквей в межэтническом диалоге в Новом Свете и Сибири // Уральский исторический вестник. - 2019. - № 4 (61). - С. 22-29
PY - 2018/1/1
Y1 - 2018/1/1
N2 - В статье проводится сравнительно-историческое исследование роли христианских конфессий в мобилизации населения и в межэтническом диалоге в Новом Свете и Сибири. Обосновывается положение о том, что значение миссионерской деятельности в новых землях определялось моделью отношений церкви и государства. Короли Испании и Португалии признавали теократию римских пап. Французские короли обосновывали свои права в Новом Свете как поручением папы, так и правом на первое открытие свободных земель. В буллах пап признание прав монархов на земли в Новом Свете обосновывалось требованием «проповеди католической веры их обитателям». Испанские и португальские миссионеры свою деятельность строили на основе модели патернализма; иезуиты - на основе модели аккомодации. В Московском царстве отношения государства и церкви основывались на доктрине «симфонии властей». Присоединение Сибири получило доктринальное обоснование со стороны церкви: оно опиралось на патерналистскую идею православного просвещения «нечестивых» народов. Принципиально иной была роль христианства в английской и голландской колонизации Америки. Правовым основанием колониальных захватов Англии и Голландии стали светские учения о праве первого открытия и оккупации, права же коренного населения не признавались. Большая часть Северной Америки была колонизирована протестантами, этот процесс сопровождался истреблением ее коренных жителей.
AB - В статье проводится сравнительно-историческое исследование роли христианских конфессий в мобилизации населения и в межэтническом диалоге в Новом Свете и Сибири. Обосновывается положение о том, что значение миссионерской деятельности в новых землях определялось моделью отношений церкви и государства. Короли Испании и Португалии признавали теократию римских пап. Французские короли обосновывали свои права в Новом Свете как поручением папы, так и правом на первое открытие свободных земель. В буллах пап признание прав монархов на земли в Новом Свете обосновывалось требованием «проповеди католической веры их обитателям». Испанские и португальские миссионеры свою деятельность строили на основе модели патернализма; иезуиты - на основе модели аккомодации. В Московском царстве отношения государства и церкви основывались на доктрине «симфонии властей». Присоединение Сибири получило доктринальное обоснование со стороны церкви: оно опиралось на патерналистскую идею православного просвещения «нечестивых» народов. Принципиально иной была роль христианства в английской и голландской колонизации Америки. Правовым основанием колониальных захватов Англии и Голландии стали светские учения о праве первого открытия и оккупации, права же коренного населения не признавались. Большая часть Северной Америки была колонизирована протестантами, этот процесс сопровождался истреблением ее коренных жителей.
KW - Christian denominations
KW - Great geographical discoveries
KW - Interethnic dialogue.
KW - Mission
KW - Social mobilization
UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85058508938&partnerID=8YFLogxK
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36474240
U2 - 10.30759/1728-9718-2018-4(61)-22-29
DO - 10.30759/1728-9718-2018-4(61)-22-29
M3 - обзорная статья
AN - SCOPUS:85058508938
SP - 22
EP - 29
JO - Уральский исторический вестник
JF - Уральский исторический вестник
SN - 1728-9718
IS - 4 (61)
M1 - 3
ER -
ID: 18185046