Standard

Художественная телеология повести А. П. Чехова «Моя жизнь» (тема и тематические мотивы). / Sinyakova, Lyudmila N.

в: Vestnik Novosibirskogo Gosudarstvennogo Universiteta, Seriya: Istoriya, Filologiya, Том 20, № 9: Филология, 6, 2021, стр. 75-84.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

Sinyakova, LN 2021, 'Художественная телеология повести А. П. Чехова «Моя жизнь» (тема и тематические мотивы)', Vestnik Novosibirskogo Gosudarstvennogo Universiteta, Seriya: Istoriya, Filologiya, Том. 20, № 9: Филология, 6, стр. 75-84. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2021-20-9-75-84

APA

Vancouver

Sinyakova LN. Художественная телеология повести А. П. Чехова «Моя жизнь» (тема и тематические мотивы). Vestnik Novosibirskogo Gosudarstvennogo Universiteta, Seriya: Istoriya, Filologiya. 2021;20(9: Филология):75-84. 6. doi: 10.25205/1818-7919-2021-20-9-75-84

Author

Sinyakova, Lyudmila N. / Художественная телеология повести А. П. Чехова «Моя жизнь» (тема и тематические мотивы). в: Vestnik Novosibirskogo Gosudarstvennogo Universiteta, Seriya: Istoriya, Filologiya. 2021 ; Том 20, № 9: Филология. стр. 75-84.

BibTeX

@article{49c3ee9f23a74d53856e43d23b58cf05,
title = "Художественная телеология повести А. П. Чехова «Моя жизнь» (тема и тематические мотивы)",
abstract = "Исследуется художественная телеология повести А. П. Чехова «Моя жизнь» в ее тематическом и мотивном аспектах. Художественная телеология, направленная на создание целостности эстетического восприятия, обнаруживается во всех смыслопорождающих структурах текста. Тематика манифестирует ценностное целеполагание автора, равно как и ведущую интенцию автора / текста. Тематически исследуемая повесть представлена в качестве исповеди-биографии героя (жанровый аспект тематики), поисков жизненного пути (проблемный аспект тематики) и взаимодействия главного героя с окружающим микромиром (сюжетный аспект тематики). Ведущими становятся мотивы социального статуса; необходимости труда; подлинной или ложной жизни, основным маркёром которой является этика труда; и, наконец, ответственности за Другого. В рамках последней мотивно-тематической группы развивается важный в сюжетной конструкции повести мотив игры. Названные тематические мотивы формируют тематический состав и сюжетную композицию произведения, указывая на заложенное в нем эстетическое (ценностное) целеполагание. Позиция Мисаила Полознева, героя-рассказчика, осуществляется в идеологическом споре с отрицающим самостоятельность выбора героя отцом; с излагаемой доктором Благово позитивистски ориентированной философией прогресса; с обитателями города, для которых социальный статус заменяет личность / лицо. Риторически в поэтике повести доминируют три высказывания: Маши Должиковой («Всё проходит»), Мисаила Полознева («Ничто не проходит») и маляра Редьки («Тля ест траву, ржа - железо, а лжа - душу»). Декларация жизни-игры, свернутая до афористического суждения царя Давида («Всё проходит»), является в восприятии героя этически несостоятельной. В его экзистенциальном опыте - «Ничто не проходит» - заключен главный этико-философский вывод повести и основная мысль чеховского творчества - о необратимости поступков человека, моральной ответственности за Другого. Этическая формула Редьки, своего рода двойника героя, фразеологически закрепляет итог жизненных испытаний Мисаила Полознева. Повесть А. П. Чехова «Моя жизнь» телеологически оформляет этическую философию автора, утверждающую творческую самостоятельность человека и его персональную свободу и ответственность.",
keywords = "Ethic philosophy, Motif, Teleology, Theme, Ethic philosophy, Motif, Teleology, Theme",
author = "Sinyakova, {Lyudmila N.}",
note = "Синякова Л.Н. Художественная телеология повести А. П. Чехова «Моя жизнь» (тема и тематические мотивы) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. – 2021. – Т. 20. – № 9. – С. 75-84.",
year = "2021",
doi = "10.25205/1818-7919-2021-20-9-75-84",
language = "русский",
volume = "20",
pages = "75--84",
journal = "Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология",
issn = "1818-7919",
publisher = "ИПЦ НГУ",
number = "9: Филология",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Художественная телеология повести А. П. Чехова «Моя жизнь» (тема и тематические мотивы)

AU - Sinyakova, Lyudmila N.

N1 - Синякова Л.Н. Художественная телеология повести А. П. Чехова «Моя жизнь» (тема и тематические мотивы) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. – 2021. – Т. 20. – № 9. – С. 75-84.

PY - 2021

Y1 - 2021

N2 - Исследуется художественная телеология повести А. П. Чехова «Моя жизнь» в ее тематическом и мотивном аспектах. Художественная телеология, направленная на создание целостности эстетического восприятия, обнаруживается во всех смыслопорождающих структурах текста. Тематика манифестирует ценностное целеполагание автора, равно как и ведущую интенцию автора / текста. Тематически исследуемая повесть представлена в качестве исповеди-биографии героя (жанровый аспект тематики), поисков жизненного пути (проблемный аспект тематики) и взаимодействия главного героя с окружающим микромиром (сюжетный аспект тематики). Ведущими становятся мотивы социального статуса; необходимости труда; подлинной или ложной жизни, основным маркёром которой является этика труда; и, наконец, ответственности за Другого. В рамках последней мотивно-тематической группы развивается важный в сюжетной конструкции повести мотив игры. Названные тематические мотивы формируют тематический состав и сюжетную композицию произведения, указывая на заложенное в нем эстетическое (ценностное) целеполагание. Позиция Мисаила Полознева, героя-рассказчика, осуществляется в идеологическом споре с отрицающим самостоятельность выбора героя отцом; с излагаемой доктором Благово позитивистски ориентированной философией прогресса; с обитателями города, для которых социальный статус заменяет личность / лицо. Риторически в поэтике повести доминируют три высказывания: Маши Должиковой («Всё проходит»), Мисаила Полознева («Ничто не проходит») и маляра Редьки («Тля ест траву, ржа - железо, а лжа - душу»). Декларация жизни-игры, свернутая до афористического суждения царя Давида («Всё проходит»), является в восприятии героя этически несостоятельной. В его экзистенциальном опыте - «Ничто не проходит» - заключен главный этико-философский вывод повести и основная мысль чеховского творчества - о необратимости поступков человека, моральной ответственности за Другого. Этическая формула Редьки, своего рода двойника героя, фразеологически закрепляет итог жизненных испытаний Мисаила Полознева. Повесть А. П. Чехова «Моя жизнь» телеологически оформляет этическую философию автора, утверждающую творческую самостоятельность человека и его персональную свободу и ответственность.

AB - Исследуется художественная телеология повести А. П. Чехова «Моя жизнь» в ее тематическом и мотивном аспектах. Художественная телеология, направленная на создание целостности эстетического восприятия, обнаруживается во всех смыслопорождающих структурах текста. Тематика манифестирует ценностное целеполагание автора, равно как и ведущую интенцию автора / текста. Тематически исследуемая повесть представлена в качестве исповеди-биографии героя (жанровый аспект тематики), поисков жизненного пути (проблемный аспект тематики) и взаимодействия главного героя с окружающим микромиром (сюжетный аспект тематики). Ведущими становятся мотивы социального статуса; необходимости труда; подлинной или ложной жизни, основным маркёром которой является этика труда; и, наконец, ответственности за Другого. В рамках последней мотивно-тематической группы развивается важный в сюжетной конструкции повести мотив игры. Названные тематические мотивы формируют тематический состав и сюжетную композицию произведения, указывая на заложенное в нем эстетическое (ценностное) целеполагание. Позиция Мисаила Полознева, героя-рассказчика, осуществляется в идеологическом споре с отрицающим самостоятельность выбора героя отцом; с излагаемой доктором Благово позитивистски ориентированной философией прогресса; с обитателями города, для которых социальный статус заменяет личность / лицо. Риторически в поэтике повести доминируют три высказывания: Маши Должиковой («Всё проходит»), Мисаила Полознева («Ничто не проходит») и маляра Редьки («Тля ест траву, ржа - железо, а лжа - душу»). Декларация жизни-игры, свернутая до афористического суждения царя Давида («Всё проходит»), является в восприятии героя этически несостоятельной. В его экзистенциальном опыте - «Ничто не проходит» - заключен главный этико-философский вывод повести и основная мысль чеховского творчества - о необратимости поступков человека, моральной ответственности за Другого. Этическая формула Редьки, своего рода двойника героя, фразеологически закрепляет итог жизненных испытаний Мисаила Полознева. Повесть А. П. Чехова «Моя жизнь» телеологически оформляет этическую философию автора, утверждающую творческую самостоятельность человека и его персональную свободу и ответственность.

KW - Ethic philosophy

KW - Motif

KW - Teleology

KW - Theme

KW - Ethic philosophy

KW - Motif

KW - Teleology

KW - Theme

UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85121054995&partnerID=8YFLogxK

UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47326954

UR - https://www.mendeley.com/catalogue/6c833125-924f-3f00-9f8c-7f6f542cbc6c/

U2 - 10.25205/1818-7919-2021-20-9-75-84

DO - 10.25205/1818-7919-2021-20-9-75-84

M3 - статья

AN - SCOPUS:85121054995

VL - 20

SP - 75

EP - 84

JO - Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология

JF - Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология

SN - 1818-7919

IS - 9: Филология

M1 - 6

ER -

ID: 34967681