Standard

Петроглифы эпохи поздней бронзы на горе Унюк в Минусинской котловине. / Есин, Юрий Николаевич; Скобелев, Сергей Григорьевич.

в: Археология, этнография и антропология Евразии, Том 48, № 1, 7, 2020, стр. 72-80.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

Есин, ЮН & Скобелев, СГ 2020, 'Петроглифы эпохи поздней бронзы на горе Унюк в Минусинской котловине', Археология, этнография и антропология Евразии, Том. 48, № 1, 7, стр. 72-80. https://doi.org/10.17746/1563-0102.2020.48.1.072-080

APA

Vancouver

Есин ЮН, Скобелев СГ. Петроглифы эпохи поздней бронзы на горе Унюк в Минусинской котловине. Археология, этнография и антропология Евразии. 2020;48(1):72-80. 7. doi: 10.17746/1563-0102.2020.48.1.072-080

Author

Есин, Юрий Николаевич ; Скобелев, Сергей Григорьевич. / Петроглифы эпохи поздней бронзы на горе Унюк в Минусинской котловине. в: Археология, этнография и антропология Евразии. 2020 ; Том 48, № 1. стр. 72-80.

BibTeX

@article{e1481784cf34455ca8bd42dfa9efd944,
title = "Петроглифы эпохи поздней бронзы на горе Унюк в Минусинской котловине",
abstract = "Статья посвящена памятнику наскального искусства Южной Сибири, изученному в 2016–2017 гг. на горе Унюк в Минусинской котловине. По стилистическим признакам основные петроглифы этого комплекса можно датировать эпохой поздней бронзы, т.е. концом II – началом I тыс. до н.э. Наибольший интерес среди них представляют редкие для наскального искусства региона изображения быков (волов) с закрепленным в носу поводом. В одном случае бык привязан к столбу, в другом еговедет человек. Композиция из движущихся в одном направлении человека и быка повторена трижды. Все выявленные к настоящему времени изображения человека с поводом, соединенным с носом быка, локализованы в петроглифах правобережья Енисея. Возможно, это отражает этнокультурное и хозяйственное своеобразие населения юго-восточной, лесостепной части Минусинской котловины. Одновременно изображения предложено рассматривать как локальный вариант композиции «передвижение пешего человека с быком», основной ареал которой связан с более южными территориями Саяно-Алтая.Еще один редкий образ, представленный на горе Унюк, – столб с тройной вершиной. Приведены аналоги этого изображения на других памятниках Минусинской котловины. Сделан вывод, что оно воспроизводит форму деревянного столба для привязывания транспортных животных, в т.ч. в ходе обрядов. Предложена гипотеза о связи таких композиций, с одной стороны,с реальной хозяйственной практикой, с другой – с представлениями о посмертном путешествии в иной мир.",
author = "Есин, {Юрий Николаевич} and Скобелев, {Сергей Григорьевич}",
note = "Скобелев С.Г., Есин Ю.Н. Петроглифы эпохи поздней бронзы на горе Унюк в Минусинской котловине // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2020. - № 1. - С. 72-80",
year = "2020",
doi = "10.17746/1563-0102.2020.48.1.072-080",
language = "русский",
volume = "48",
pages = "72--80",
journal = "Археология, этнография и антропология Евразии",
issn = "1563-0102",
publisher = "Институт археологии и этнографии СО РАН",
number = "1",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Петроглифы эпохи поздней бронзы на горе Унюк в Минусинской котловине

AU - Есин, Юрий Николаевич

AU - Скобелев, Сергей Григорьевич

N1 - Скобелев С.Г., Есин Ю.Н. Петроглифы эпохи поздней бронзы на горе Унюк в Минусинской котловине // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2020. - № 1. - С. 72-80

PY - 2020

Y1 - 2020

N2 - Статья посвящена памятнику наскального искусства Южной Сибири, изученному в 2016–2017 гг. на горе Унюк в Минусинской котловине. По стилистическим признакам основные петроглифы этого комплекса можно датировать эпохой поздней бронзы, т.е. концом II – началом I тыс. до н.э. Наибольший интерес среди них представляют редкие для наскального искусства региона изображения быков (волов) с закрепленным в носу поводом. В одном случае бык привязан к столбу, в другом еговедет человек. Композиция из движущихся в одном направлении человека и быка повторена трижды. Все выявленные к настоящему времени изображения человека с поводом, соединенным с носом быка, локализованы в петроглифах правобережья Енисея. Возможно, это отражает этнокультурное и хозяйственное своеобразие населения юго-восточной, лесостепной части Минусинской котловины. Одновременно изображения предложено рассматривать как локальный вариант композиции «передвижение пешего человека с быком», основной ареал которой связан с более южными территориями Саяно-Алтая.Еще один редкий образ, представленный на горе Унюк, – столб с тройной вершиной. Приведены аналоги этого изображения на других памятниках Минусинской котловины. Сделан вывод, что оно воспроизводит форму деревянного столба для привязывания транспортных животных, в т.ч. в ходе обрядов. Предложена гипотеза о связи таких композиций, с одной стороны,с реальной хозяйственной практикой, с другой – с представлениями о посмертном путешествии в иной мир.

AB - Статья посвящена памятнику наскального искусства Южной Сибири, изученному в 2016–2017 гг. на горе Унюк в Минусинской котловине. По стилистическим признакам основные петроглифы этого комплекса можно датировать эпохой поздней бронзы, т.е. концом II – началом I тыс. до н.э. Наибольший интерес среди них представляют редкие для наскального искусства региона изображения быков (волов) с закрепленным в носу поводом. В одном случае бык привязан к столбу, в другом еговедет человек. Композиция из движущихся в одном направлении человека и быка повторена трижды. Все выявленные к настоящему времени изображения человека с поводом, соединенным с носом быка, локализованы в петроглифах правобережья Енисея. Возможно, это отражает этнокультурное и хозяйственное своеобразие населения юго-восточной, лесостепной части Минусинской котловины. Одновременно изображения предложено рассматривать как локальный вариант композиции «передвижение пешего человека с быком», основной ареал которой связан с более южными территориями Саяно-Алтая.Еще один редкий образ, представленный на горе Унюк, – столб с тройной вершиной. Приведены аналоги этого изображения на других памятниках Минусинской котловины. Сделан вывод, что оно воспроизводит форму деревянного столба для привязывания транспортных животных, в т.ч. в ходе обрядов. Предложена гипотеза о связи таких композиций, с одной стороны,с реальной хозяйственной практикой, с другой – с представлениями о посмертном путешествии в иной мир.

UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42565922

UR - https://www.mendeley.com/catalogue/01cd4a6d-800e-33ec-b72b-7d310a502b0a/

U2 - 10.17746/1563-0102.2020.48.1.072-080

DO - 10.17746/1563-0102.2020.48.1.072-080

M3 - статья

VL - 48

SP - 72

EP - 80

JO - Археология, этнография и антропология Евразии

JF - Археология, этнография и антропология Евразии

SN - 1563-0102

IS - 1

M1 - 7

ER -

ID: 27161381