Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Развитие ментального лексикона естественно-научного дискурса посредством профильноориентированных материалов. / Barilenko, Irina A.
в: Язык и культура, № 58, 2022, стр. 107-127.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Развитие ментального лексикона естественно-научного дискурса посредством профильноориентированных материалов
AU - Barilenko, Irina A.
N1 - Бариленко, И. А. Развитие ментального лексикона естественно-научного дискурса посредством профильноориентированных материалов / И. А. Бариленко // Язык и культура. – 2022. – № 58. – С. 107-127. – DOI 10.17223/19996195/58/7.
PY - 2022
Y1 - 2022
N2 - Анализируются практические примеры разработки и внедрения системы лексических упражнений по английскому языку в специализированном образовательном центре для формирования ментального лексикона естественно-научного дискурса. Необходимость формирования устойчивого лексического навыка объективно обусловлена все более возрастающими требованиями к выпускникам школы. Для того чтобы создать все необходимые условия для достижения результатов, важно оптимизировать процесс обучения. Системнодеятельностный подход включает в себя воспитание и развитие личностных качеств учеников; выявление индивидуальных особенностей одаренных школьников; нацеленность на результат обучения с учетом осознанного выбора профильных предметов; наличие познавательной мотивации у обучающихся, в том числе к совершенствованию практических языковых умений; различные формы организации, стимулирующие развитие творческих способностей; введение в учебную программу решения задач, необходимых в будущей профессиональной жизни. Предпринята попытка выяснить, насколько эффективен набор упражнений, который, будучи основой системы обучения, характеризуется научностью, коммуникативной направленностью, а также взаимовлиянием, последовательностью, доступностью упражнений и повторяемостью языкового материала и речевых действий на всех ступенях работы над лексической составляющей языковой грамотности учащихся, в части формирования ментального лексикона естественно-научного дискурса. С.К. Гураль рассматривает дискурс как результат синтеза научной мысли, как сверхсложное образование, состоящее из разноуровневых компонентов, взаимодействующих между собой по определенным установленным правилам в определенной социальной ситуации. Среди базовых категорий семантического содержания дискурса С.К. Гураль добавлена и проанализирована еще одна категория - ментальный лексикон, способствующая обучению иноязычному дискурсу как сверхсложной саморазвивающейся системе. Ментальный лексикон не является словарем с фиксированным количеством слов и данных о каждой единице. В логике синергетики - это активная живая система, где постоянно происходит установление новых связей. Синергетический эффект означает совместную работу или сотрудничество. Образование является областью деятельности, которая дает школьникам возможность научиться использовать современные технологии в процессе обучения и сделать осознанный выбор будущей профессии. В нынешних условиях в системе школьного образования существует необходимость внедрения модульной структуры курсов, основанной на системном подходе. Основная причина растущего интереса к модульному системному подходу заключается в том, что современное школьное образование не вполне отвечает потребностям личности и общества с точки зрения социальной и личной идентичности, будущей профессиональной гибкости. При этом подходе учащиеся несут ответственность за собственное обучение. Необходимость использования языка, возникающая при выполнении задач профильно ориентированной коммуникации, делает процесс обучения эффективным, а учащегося - активным. Обучение в классе является социальной средой обучения и развивает лингвистические и прагматические навыки, а не только коммуникативные. Создание социальной языковой среды, в которой учащиеся смогут общаться друг с другом в естественнонаучной многоязычной среде, зависит от навыков и знаний учителей. Поставленные ими задачи в классе или вне класса должны быть соотнесены с потребностями учащихся. Освещаются результаты экспериментальной подготовки разделов модульных курсов обучения английскому языку, разработанных на интерактивных образовательных платформах «Открытая ФМШ». Используя материалы курсов, преподаватели имеют возможность уделять особое внимание отработке лексических навыков в соответствии с индивидуальными потребностями, интересами и способностями старших школьников . В проведенном исследовании принимали участие старшеклассники Специализированного учебно-научного центра Новосибирского государственного университета естественно-научного профиля. Из контингента указанных обучающихся были организованы контрольная и экспериментальная группы. Занятия в контрольной группе осуществлялись согласно традиционной форме обучения иностранному языку с использованием лексических упражнений с традиционным содержанием учебно-методических комплексов Spotlight и Starlight. Занятия по иностранному языку в экспериментальной группе проводились с использованием разработанных преподавателями кафедры лексических упражнений профильно ориентированного содержания таким образом, чтобы студенты могли развивать коммуникативные умения в основных видах деятельности на английском языке и удовлетворять индивидуальным профильным траекториям учеников. Экспериментальный образовательный процесс был построен на основе сочетания технологий традиционного и электронного обучения (e-learning). Наиболее распространенными упражнениями в обучении лексике можно считать разные технологии запоминания слов, использование синонимов и антонимов слов, образование новых слов, сопоставление слов, поиск-придумывание слова, различные словарные игры, заполнение пропусков, творческие проектные задания. Сделан вывод, что внедрение системно-деятельностного подхода с интеграцией модульного обучения в содержание иноязычного образования старшеклассников специализированной школы оправдано новыми требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к выпускникам школы и закономерно с точки зрения подхода, нацеленного на формирование ментального лексикона естественно-научного дискурса старшеклассников в активной, разносторонней и самостоятельной познавательной деятельности.
AB - Анализируются практические примеры разработки и внедрения системы лексических упражнений по английскому языку в специализированном образовательном центре для формирования ментального лексикона естественно-научного дискурса. Необходимость формирования устойчивого лексического навыка объективно обусловлена все более возрастающими требованиями к выпускникам школы. Для того чтобы создать все необходимые условия для достижения результатов, важно оптимизировать процесс обучения. Системнодеятельностный подход включает в себя воспитание и развитие личностных качеств учеников; выявление индивидуальных особенностей одаренных школьников; нацеленность на результат обучения с учетом осознанного выбора профильных предметов; наличие познавательной мотивации у обучающихся, в том числе к совершенствованию практических языковых умений; различные формы организации, стимулирующие развитие творческих способностей; введение в учебную программу решения задач, необходимых в будущей профессиональной жизни. Предпринята попытка выяснить, насколько эффективен набор упражнений, который, будучи основой системы обучения, характеризуется научностью, коммуникативной направленностью, а также взаимовлиянием, последовательностью, доступностью упражнений и повторяемостью языкового материала и речевых действий на всех ступенях работы над лексической составляющей языковой грамотности учащихся, в части формирования ментального лексикона естественно-научного дискурса. С.К. Гураль рассматривает дискурс как результат синтеза научной мысли, как сверхсложное образование, состоящее из разноуровневых компонентов, взаимодействующих между собой по определенным установленным правилам в определенной социальной ситуации. Среди базовых категорий семантического содержания дискурса С.К. Гураль добавлена и проанализирована еще одна категория - ментальный лексикон, способствующая обучению иноязычному дискурсу как сверхсложной саморазвивающейся системе. Ментальный лексикон не является словарем с фиксированным количеством слов и данных о каждой единице. В логике синергетики - это активная живая система, где постоянно происходит установление новых связей. Синергетический эффект означает совместную работу или сотрудничество. Образование является областью деятельности, которая дает школьникам возможность научиться использовать современные технологии в процессе обучения и сделать осознанный выбор будущей профессии. В нынешних условиях в системе школьного образования существует необходимость внедрения модульной структуры курсов, основанной на системном подходе. Основная причина растущего интереса к модульному системному подходу заключается в том, что современное школьное образование не вполне отвечает потребностям личности и общества с точки зрения социальной и личной идентичности, будущей профессиональной гибкости. При этом подходе учащиеся несут ответственность за собственное обучение. Необходимость использования языка, возникающая при выполнении задач профильно ориентированной коммуникации, делает процесс обучения эффективным, а учащегося - активным. Обучение в классе является социальной средой обучения и развивает лингвистические и прагматические навыки, а не только коммуникативные. Создание социальной языковой среды, в которой учащиеся смогут общаться друг с другом в естественнонаучной многоязычной среде, зависит от навыков и знаний учителей. Поставленные ими задачи в классе или вне класса должны быть соотнесены с потребностями учащихся. Освещаются результаты экспериментальной подготовки разделов модульных курсов обучения английскому языку, разработанных на интерактивных образовательных платформах «Открытая ФМШ». Используя материалы курсов, преподаватели имеют возможность уделять особое внимание отработке лексических навыков в соответствии с индивидуальными потребностями, интересами и способностями старших школьников . В проведенном исследовании принимали участие старшеклассники Специализированного учебно-научного центра Новосибирского государственного университета естественно-научного профиля. Из контингента указанных обучающихся были организованы контрольная и экспериментальная группы. Занятия в контрольной группе осуществлялись согласно традиционной форме обучения иностранному языку с использованием лексических упражнений с традиционным содержанием учебно-методических комплексов Spotlight и Starlight. Занятия по иностранному языку в экспериментальной группе проводились с использованием разработанных преподавателями кафедры лексических упражнений профильно ориентированного содержания таким образом, чтобы студенты могли развивать коммуникативные умения в основных видах деятельности на английском языке и удовлетворять индивидуальным профильным траекториям учеников. Экспериментальный образовательный процесс был построен на основе сочетания технологий традиционного и электронного обучения (e-learning). Наиболее распространенными упражнениями в обучении лексике можно считать разные технологии запоминания слов, использование синонимов и антонимов слов, образование новых слов, сопоставление слов, поиск-придумывание слова, различные словарные игры, заполнение пропусков, творческие проектные задания. Сделан вывод, что внедрение системно-деятельностного подхода с интеграцией модульного обучения в содержание иноязычного образования старшеклассников специализированной школы оправдано новыми требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к выпускникам школы и закономерно с точки зрения подхода, нацеленного на формирование ментального лексикона естественно-научного дискурса старшеклассников в активной, разносторонней и самостоятельной познавательной деятельности.
KW - Обучение иностранным языкам
KW - Дискурс
KW - Ментальный лексикон
KW - Системно-деятельностный подход
KW - FOREIGN LANGUAGE TEACHING
KW - DISCOURSE
KW - MENTAL LEXICON
KW - ACTION-ORIENTED APPROACH
UR - https://www.mendeley.com/catalogue/e4038cc0-9f36-3009-8b23-1bfc572fd1a6/
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49418217
U2 - 10.17223/19996195/58/7
DO - 10.17223/19996195/58/7
M3 - статья
SP - 107
EP - 127
JO - Язык и культура
JF - Язык и культура
SN - 1999-6195
IS - 58
ER -
ID: 68308459