Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › обзорная статья › Рецензирование
Калмыцкий «каркасный» шлем из собрания Смоленского государственного музея-заповедника. / Bobrov, Leonid A.; Alekseev, Dmitry P.
в: Mongolian Studies, Том 14, № 2, 2, 2022, стр. 247-263.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › обзорная статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Калмыцкий «каркасный» шлем из собрания Смоленского государственного музея-заповедника
AU - Bobrov, Leonid A.
AU - Alekseev, Dmitry P.
N1 - Бобров Л.А., Алексеев Д.П. Калмыцкий «каркасный» шлем из собрания Смоленского государственного музея-заповедника // Монголоведение. - 2022. - Т. 14. - № 2. - С. 247-263. Исследование проведено в рамках реализации Государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в сфере научной деятельности (проект № FSUS-2020-0021).
PY - 2022
Y1 - 2022
N2 - В статье рассмотрен железный шлем, хранящийся в фондах Смоленского государственного музея-заповедника (№ ОР-375). Ранее наголовье не становилось объектом научного исследования. Цель — ввести описание и информацию о шлеме в научный оборот, дать характеристику его конструкции и оформления, уточнить датировку и атрибуцию. Результаты. Время и обстоятельства поступления шлема в музейное собрание не установлены, однако он может быть датирован и атрибутирован на основании типологического анализа. Наголовье входит в состав большой группы клепаных шлемов с четырехчастной тульей и характерным узкопластинчатым «каркасом», образованным узкими гранёными накладками с ровным краем и 1–2 узкими гранеными обручами. Шлемы данной серии снабжены цилиндрическим (или ― реже ― коническим) подвершием с трубкой-втулкой для плюмажа. Частым элементом оформления является «коробчатый» козырек. Наголовья происходят с территории Центральной, Средней Азии, Южной Сибири и Поволжья и датируются поздним Средневековьем и ранним Новым временем. Особенностью шлема из Смоленского государственного музея-заповедника являются многочисленные узоры на тулье, а также форма двухчастного подвершия. Весьма вероятно, что изготовивший подвершие мастер вдохновлялся образом буддийской ступы, выполненной в рамках традиции кадампа. На тулье и шлемовых элементах фиксируется орнамент типа «косая зубчатка», складывающийся в фигуры удлиненно-ромбической и треугольной формы, а также формирующий узор в виде трехпалых птичьих лап. Выводы. Конструктивные особенности и система оформления наголовья из собрания Смоленского государственного музея-заповедника (в том числе наличие буддийской символики на подвершии) позволяют предположить, что шлем был выкован оружейниками Джунгарии или Волжской Калмыкии для ойратского воина-буддиста в 10-х гг. XVII в. – середине XVIII в. (скорее всего, во второй половине данного периода). Изобразительные материалы свидетельствуют о длительном периоде бытования подобных наголовий в комплексе вооружения кочевников Великой степи. Так, в частности, они встречаются на изображениях башкирских воинов первой четверти XIX в.
AB - В статье рассмотрен железный шлем, хранящийся в фондах Смоленского государственного музея-заповедника (№ ОР-375). Ранее наголовье не становилось объектом научного исследования. Цель — ввести описание и информацию о шлеме в научный оборот, дать характеристику его конструкции и оформления, уточнить датировку и атрибуцию. Результаты. Время и обстоятельства поступления шлема в музейное собрание не установлены, однако он может быть датирован и атрибутирован на основании типологического анализа. Наголовье входит в состав большой группы клепаных шлемов с четырехчастной тульей и характерным узкопластинчатым «каркасом», образованным узкими гранёными накладками с ровным краем и 1–2 узкими гранеными обручами. Шлемы данной серии снабжены цилиндрическим (или ― реже ― коническим) подвершием с трубкой-втулкой для плюмажа. Частым элементом оформления является «коробчатый» козырек. Наголовья происходят с территории Центральной, Средней Азии, Южной Сибири и Поволжья и датируются поздним Средневековьем и ранним Новым временем. Особенностью шлема из Смоленского государственного музея-заповедника являются многочисленные узоры на тулье, а также форма двухчастного подвершия. Весьма вероятно, что изготовивший подвершие мастер вдохновлялся образом буддийской ступы, выполненной в рамках традиции кадампа. На тулье и шлемовых элементах фиксируется орнамент типа «косая зубчатка», складывающийся в фигуры удлиненно-ромбической и треугольной формы, а также формирующий узор в виде трехпалых птичьих лап. Выводы. Конструктивные особенности и система оформления наголовья из собрания Смоленского государственного музея-заповедника (в том числе наличие буддийской символики на подвершии) позволяют предположить, что шлем был выкован оружейниками Джунгарии или Волжской Калмыкии для ойратского воина-буддиста в 10-х гг. XVII в. – середине XVIII в. (скорее всего, во второй половине данного периода). Изобразительные материалы свидетельствуют о длительном периоде бытования подобных наголовий в комплексе вооружения кочевников Великой степи. Так, в частности, они встречаются на изображениях башкирских воинов первой четверти XIX в.
KW - Dzungaria
KW - Dzungars
KW - Kalmyk helmets
KW - Kalmyk Khanate
KW - Kalmyks
KW - Oirat helmets
KW - Oirats
KW - Dzungaria
KW - Dzungars
KW - Kalmyk Khanate
KW - Kalmyk helmets
KW - Kalmyks
KW - Oirat helmets
KW - Oirats
UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85137394799&partnerID=8YFLogxK
UR - https://www.mendeley.com/catalogue/7c93043c-e7e7-3f13-ac03-d9a1ecf78bf3/
U2 - 10.22162/2500-1523-2022-2-247-263
DO - 10.22162/2500-1523-2022-2-247-263
M3 - обзорная статья
AN - SCOPUS:85137394799
VL - 14
SP - 247
EP - 263
JO - Монголоведение
JF - Монголоведение
SN - 2500-1523
IS - 2
M1 - 2
ER -
ID: 37123709