Standard

Калмыцкий «каркасный» шлем из собрания Смоленского государственного музея-заповедника. / Bobrov, Leonid A.; Alekseev, Dmitry P.

в: Mongolian Studies, Том 14, № 2, 2, 2022, стр. 247-263.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхобзорная статьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{8ee30455d383492db78cd2ecde9f2be8,
title = "Калмыцкий «каркасный» шлем из собрания Смоленского государственного музея-заповедника",
abstract = "В статье рассмотрен железный шлем, хранящийся в фондах Смоленского государственного музея-заповедника (№ ОР-375). Ранее наголовье не становилось объектом научного исследования. Цель — ввести описание и информацию о шлеме в научный оборот, дать характеристику его конструкции и оформления, уточнить датировку и атрибуцию. Результаты. Время и обстоятельства поступления шлема в музейное собрание не установлены, однако он может быть датирован и атрибутирован на основании типологического анализа. Наголовье входит в состав большой группы клепаных шлемов с четырехчастной тульей и характерным узкопластинчатым «каркасом», образованным узкими гранёными накладками с ровным краем и 1–2 узкими гранеными обручами. Шлемы данной серии снабжены цилиндрическим (или ― реже ― коническим) подвершием с трубкой-втулкой для плюмажа. Частым элементом оформления является «коробчатый» козырек. Наголовья происходят с территории Центральной, Средней Азии, Южной Сибири и Поволжья и датируются поздним Средневековьем и ранним Новым временем. Особенностью шлема из Смоленского государственного музея-заповедника являются многочисленные узоры на тулье, а также форма двухчастного подвершия. Весьма вероятно, что изготовивший подвершие мастер вдохновлялся образом буддийской ступы, выполненной в рамках традиции кадампа. На тулье и шлемовых элементах фиксируется орнамент типа «косая зубчатка», складывающийся в фигуры удлиненно-ромбической и треугольной формы, а также формирующий узор в виде трехпалых птичьих лап. Выводы. Конструктивные особенности и система оформления наголовья из собрания Смоленского государственного музея-заповедника (в том числе наличие буддийской символики на подвершии) позволяют предположить, что шлем был выкован оружейниками Джунгарии или Волжской Калмыкии для ойратского воина-буддиста в 10-х гг. XVII в. – середине XVIII в. (скорее всего, во второй половине данного периода). Изобразительные материалы свидетельствуют о длительном периоде бытования подобных наголовий в комплексе вооружения кочевников Великой степи. Так, в частности, они встречаются на изображениях башкирских воинов первой четверти XIX в.",
keywords = "Dzungaria, Dzungars, Kalmyk helmets, Kalmyk Khanate, Kalmyks, Oirat helmets, Oirats, Dzungaria, Dzungars, Kalmyk Khanate, Kalmyk helmets, Kalmyks, Oirat helmets, Oirats",
author = "Bobrov, {Leonid A.} and Alekseev, {Dmitry P.}",
note = "Бобров Л.А., Алексеев Д.П. Калмыцкий «каркасный» шлем из собрания Смоленского государственного музея-заповедника // Монголоведение. - 2022. - Т. 14. - № 2. - С. 247-263. Исследование проведено в рамках реализации Государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в сфере научной деятельности (проект № FSUS-2020-0021).",
year = "2022",
doi = "10.22162/2500-1523-2022-2-247-263",
language = "русский",
volume = "14",
pages = "247--263",
journal = "Монголоведение",
issn = "2500-1523",
publisher = "Калмыцкий научный центр Российской академии наук",
number = "2",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Калмыцкий «каркасный» шлем из собрания Смоленского государственного музея-заповедника

AU - Bobrov, Leonid A.

AU - Alekseev, Dmitry P.

N1 - Бобров Л.А., Алексеев Д.П. Калмыцкий «каркасный» шлем из собрания Смоленского государственного музея-заповедника // Монголоведение. - 2022. - Т. 14. - № 2. - С. 247-263. Исследование проведено в рамках реализации Государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в сфере научной деятельности (проект № FSUS-2020-0021).

PY - 2022

Y1 - 2022

N2 - В статье рассмотрен железный шлем, хранящийся в фондах Смоленского государственного музея-заповедника (№ ОР-375). Ранее наголовье не становилось объектом научного исследования. Цель — ввести описание и информацию о шлеме в научный оборот, дать характеристику его конструкции и оформления, уточнить датировку и атрибуцию. Результаты. Время и обстоятельства поступления шлема в музейное собрание не установлены, однако он может быть датирован и атрибутирован на основании типологического анализа. Наголовье входит в состав большой группы клепаных шлемов с четырехчастной тульей и характерным узкопластинчатым «каркасом», образованным узкими гранёными накладками с ровным краем и 1–2 узкими гранеными обручами. Шлемы данной серии снабжены цилиндрическим (или ― реже ― коническим) подвершием с трубкой-втулкой для плюмажа. Частым элементом оформления является «коробчатый» козырек. Наголовья происходят с территории Центральной, Средней Азии, Южной Сибири и Поволжья и датируются поздним Средневековьем и ранним Новым временем. Особенностью шлема из Смоленского государственного музея-заповедника являются многочисленные узоры на тулье, а также форма двухчастного подвершия. Весьма вероятно, что изготовивший подвершие мастер вдохновлялся образом буддийской ступы, выполненной в рамках традиции кадампа. На тулье и шлемовых элементах фиксируется орнамент типа «косая зубчатка», складывающийся в фигуры удлиненно-ромбической и треугольной формы, а также формирующий узор в виде трехпалых птичьих лап. Выводы. Конструктивные особенности и система оформления наголовья из собрания Смоленского государственного музея-заповедника (в том числе наличие буддийской символики на подвершии) позволяют предположить, что шлем был выкован оружейниками Джунгарии или Волжской Калмыкии для ойратского воина-буддиста в 10-х гг. XVII в. – середине XVIII в. (скорее всего, во второй половине данного периода). Изобразительные материалы свидетельствуют о длительном периоде бытования подобных наголовий в комплексе вооружения кочевников Великой степи. Так, в частности, они встречаются на изображениях башкирских воинов первой четверти XIX в.

AB - В статье рассмотрен железный шлем, хранящийся в фондах Смоленского государственного музея-заповедника (№ ОР-375). Ранее наголовье не становилось объектом научного исследования. Цель — ввести описание и информацию о шлеме в научный оборот, дать характеристику его конструкции и оформления, уточнить датировку и атрибуцию. Результаты. Время и обстоятельства поступления шлема в музейное собрание не установлены, однако он может быть датирован и атрибутирован на основании типологического анализа. Наголовье входит в состав большой группы клепаных шлемов с четырехчастной тульей и характерным узкопластинчатым «каркасом», образованным узкими гранёными накладками с ровным краем и 1–2 узкими гранеными обручами. Шлемы данной серии снабжены цилиндрическим (или ― реже ― коническим) подвершием с трубкой-втулкой для плюмажа. Частым элементом оформления является «коробчатый» козырек. Наголовья происходят с территории Центральной, Средней Азии, Южной Сибири и Поволжья и датируются поздним Средневековьем и ранним Новым временем. Особенностью шлема из Смоленского государственного музея-заповедника являются многочисленные узоры на тулье, а также форма двухчастного подвершия. Весьма вероятно, что изготовивший подвершие мастер вдохновлялся образом буддийской ступы, выполненной в рамках традиции кадампа. На тулье и шлемовых элементах фиксируется орнамент типа «косая зубчатка», складывающийся в фигуры удлиненно-ромбической и треугольной формы, а также формирующий узор в виде трехпалых птичьих лап. Выводы. Конструктивные особенности и система оформления наголовья из собрания Смоленского государственного музея-заповедника (в том числе наличие буддийской символики на подвершии) позволяют предположить, что шлем был выкован оружейниками Джунгарии или Волжской Калмыкии для ойратского воина-буддиста в 10-х гг. XVII в. – середине XVIII в. (скорее всего, во второй половине данного периода). Изобразительные материалы свидетельствуют о длительном периоде бытования подобных наголовий в комплексе вооружения кочевников Великой степи. Так, в частности, они встречаются на изображениях башкирских воинов первой четверти XIX в.

KW - Dzungaria

KW - Dzungars

KW - Kalmyk helmets

KW - Kalmyk Khanate

KW - Kalmyks

KW - Oirat helmets

KW - Oirats

KW - Dzungaria

KW - Dzungars

KW - Kalmyk Khanate

KW - Kalmyk helmets

KW - Kalmyks

KW - Oirat helmets

KW - Oirats

UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85137394799&partnerID=8YFLogxK

UR - https://www.mendeley.com/catalogue/7c93043c-e7e7-3f13-ac03-d9a1ecf78bf3/

U2 - 10.22162/2500-1523-2022-2-247-263

DO - 10.22162/2500-1523-2022-2-247-263

M3 - обзорная статья

AN - SCOPUS:85137394799

VL - 14

SP - 247

EP - 263

JO - Монголоведение

JF - Монголоведение

SN - 2500-1523

IS - 2

M1 - 2

ER -

ID: 37123709