Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Возможности формирования эмпатических реакций у лиц с РАС. / Первушина, Ольга Николаевна; Гилева, Дарья Ивановна.
в: Reflexio, Том 15, № 1, 1, 15.03.2023, стр. 3-26.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Возможности формирования эмпатических реакций у лиц с РАС
AU - Первушина, Ольга Николаевна
AU - Гилева, Дарья Ивановна
N1 - Первушина О.П., Гилёва Д.И. Возможности формирования эмпатических реакций у детей с РАС // Reflexio. - 2022. - Т. 15. - № 1. - С. 3–26.
PY - 2023/3/15
Y1 - 2023/3/15
N2 - Целью данной работы являлся анализ возможностей формирования и проявления эмпатии у людей с РАС. Согласно «Диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам» (DSM-V), дефицит социально-эмоциональной взаимности, которая включает сниженный обмен интересами, эмоциями и привязанностью, определяется как один из диагностических критериев РАС.Анализ имеющихся работ по данной теме показал, что снижение эмпатических проявлений у людей с РАС может быть связано с невыученными отношениями между аффективными стимулами и соответствующими эмпатическими реакциями. Для коррекции этого рассогласования была разработана обучающая программа, направленная на формирование соответствующих вокальных и моторных реакций в ответ на предъявляемые аффективно заряженные ситуации. Диагностика начального уровня эмпатического реагирования показала, чтоосновной дефицит, стоящий за отсутствием или слабым развитием эмпатии, заключается в неумении соотносить контекст ситуации и уместность определенной реакции (даже при наличии данной реакции в поведенческом репертуаре).Реализация разработанной нами программы показала, что дети с аутизмом в возрасте 7–8 лет могут научиться демонстрировать социально значимые навыки эмпатического реагирования в предварительных игровых условиях и что эти навыки могут распространяться на ситуации и игрушки, не предназначенные для обучения, а также на ситуации в естественных условиях. Речь идет о возможности соотнесения контекста и уместности определенной реакции. Иначе говоря, мы можем заключить, что эмпатическое реагирование доступно детям с РАС.В то же время мы пришли к выводу, что для людей с РАС характерна рассогласованность в проявлении аффективных реакций, в том числе эмпатических, что предопределяет трудность восприятия таких проявлений другими людьми. Согласованность в проявлении эмпатического реагирования подразумевает контекстуальное единство зрительного контакта, мимических проявлений, интонационного сопровождения, вокального и моторного проявления. Как показывают результаты данного исследования, мы можем помочь детям и взрослым с РАС проявлять контекстуальные компоненты эмпатического реагирования. Интеграция эмпатических проявлений в согласованный аффективный ответ в данном исследовании не наблюдалась. Насколько такая интеграция принципиально достижима и каковы пути и перспективы формирования согласованного эмпатического реагирования – вопрос для будущих исследований.
AB - Целью данной работы являлся анализ возможностей формирования и проявления эмпатии у людей с РАС. Согласно «Диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам» (DSM-V), дефицит социально-эмоциональной взаимности, которая включает сниженный обмен интересами, эмоциями и привязанностью, определяется как один из диагностических критериев РАС.Анализ имеющихся работ по данной теме показал, что снижение эмпатических проявлений у людей с РАС может быть связано с невыученными отношениями между аффективными стимулами и соответствующими эмпатическими реакциями. Для коррекции этого рассогласования была разработана обучающая программа, направленная на формирование соответствующих вокальных и моторных реакций в ответ на предъявляемые аффективно заряженные ситуации. Диагностика начального уровня эмпатического реагирования показала, чтоосновной дефицит, стоящий за отсутствием или слабым развитием эмпатии, заключается в неумении соотносить контекст ситуации и уместность определенной реакции (даже при наличии данной реакции в поведенческом репертуаре).Реализация разработанной нами программы показала, что дети с аутизмом в возрасте 7–8 лет могут научиться демонстрировать социально значимые навыки эмпатического реагирования в предварительных игровых условиях и что эти навыки могут распространяться на ситуации и игрушки, не предназначенные для обучения, а также на ситуации в естественных условиях. Речь идет о возможности соотнесения контекста и уместности определенной реакции. Иначе говоря, мы можем заключить, что эмпатическое реагирование доступно детям с РАС.В то же время мы пришли к выводу, что для людей с РАС характерна рассогласованность в проявлении аффективных реакций, в том числе эмпатических, что предопределяет трудность восприятия таких проявлений другими людьми. Согласованность в проявлении эмпатического реагирования подразумевает контекстуальное единство зрительного контакта, мимических проявлений, интонационного сопровождения, вокального и моторного проявления. Как показывают результаты данного исследования, мы можем помочь детям и взрослым с РАС проявлять контекстуальные компоненты эмпатического реагирования. Интеграция эмпатических проявлений в согласованный аффективный ответ в данном исследовании не наблюдалась. Насколько такая интеграция принципиально достижима и каковы пути и перспективы формирования согласованного эмпатического реагирования – вопрос для будущих исследований.
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50370555
UR - https://www.mendeley.com/catalogue/0b8d1961-0d02-3af0-823c-342db4aa59ba/
U2 - 10.25205/2658-4506-2022-15-1-3-26
DO - 10.25205/2658-4506-2022-15-1-3-26
M3 - статья
VL - 15
SP - 3
EP - 26
JO - Reflexio
JF - Reflexio
SN - 2658-4506
IS - 1
M1 - 1
ER -
ID: 42859928