Standard

Искусство проповеди Андрея Денисова: риторические стратегии и приемы. / Zhuravel, Olga.

в: Quaestio Rossica, Том 10, № 4, 11, 2022, стр. 1377-1393.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{27c45c1860084d789fef181b2c38b926,
title = "Искусство проповеди Андрея Денисова: риторические стратегии и приемы",
abstract = "Исследуются жанровые особенности проповедей Андрея Денисова, крупнейшего деятеля второй волны русского старообрядчества, писателя и полемиста. Основным материалом послужили не опубликованные ранее и изданные автором данной статьи тексты сочинений Андрея Денисова, а также рукописи риторик. Работа с источниками велась на основе источниковедческого и текстологического методов. Определяющим проблемным контекстом является выговское барокко как разновидность московского школьного барокко. Герменевтический подход обусловил интерпретацию сочинений в контексте риторической литературной культуры Выга. Центральное внимание уделяется главному труду, созданному на Выге, - Риторике-своду, а также риторическому учению барочного поэта и философа Андрея Белобоцкого, к которому Андрей Денисов проявлял большой интерес. Показано, что риторики диктовали жанровую модель проповеди, определяли структуру и стилистику текстов. Барочная герменевтика оказала влияние на семантику проповеди, в которой господствовала смысловая двуплановость, «сенс аллегоричный». Он выражался в структурообразующей роли библейских цитат («фем»), а также в обилии метафор, символов и аллегорий. Выявляются метафорические ряды, которые формируют центральный эсхатологический миф, выражающийся в противопоставлении враждебного внешнего мира, пораженного антихристом, и Выговской пустыни как пространства духовного спасения. В проповедях Андрея Денисова нашел отражение типичный барочный концепт vanitas vanitatum. Старообрядческого проповедника интересовали онтологический аспект проблемы времени и актуальная в эпоху барокко антропологическая проблематика. Рассматривается коммуникативная модель проповеднического дискурса, определяемая особым позиционированием автора. Образ автора уподобляется пророческому, чему способствует использование библейских цитат. Выявляются особенности ритмической организации проповедей, рассчитанных на слуховое восприятие текстов. Система приемов, используемых старообрядческим автором, позволяет говорить о стремлении создать действенную проповедь, влияющую на утверждение основ вероучения и воспитание преданных сторонников движения. Статья позволяет уточнить характер рецепции общеевропейского стиля барокко в литературе старообрядчества начала XVIII в. В основе выговского барокко лежит функциональный дидактизм, обусловленный главной целью проповеднического творчества, которое утверждало религиозно-нравственные ценности, лежащие в основе выговского утопического проекта.",
keywords = "Andrey Denisov, Baroque, eschatology, Old Believers, rhetoric, sermon, Vyg, Andrey Denisov, Baroque, Old Believers, Vyg, eschatology, rhetoric, sermon",
author = "Olga Zhuravel",
note = "Журавель О.Д. Искусство проповеди Андрея Денисова: риторические стратегии и приемы // Quaestio Rossica. – 2022. – Т. 10. – № 4. – С. 1377-1393.",
year = "2022",
doi = "10.15826/QR.2022.4.735",
language = "русский",
volume = "10",
pages = "1377--1393",
journal = "Quaestio Rossica",
issn = "2311-911X",
publisher = "Ural Federal University",
number = "4",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Искусство проповеди Андрея Денисова: риторические стратегии и приемы

AU - Zhuravel, Olga

N1 - Журавель О.Д. Искусство проповеди Андрея Денисова: риторические стратегии и приемы // Quaestio Rossica. – 2022. – Т. 10. – № 4. – С. 1377-1393.

PY - 2022

Y1 - 2022

N2 - Исследуются жанровые особенности проповедей Андрея Денисова, крупнейшего деятеля второй волны русского старообрядчества, писателя и полемиста. Основным материалом послужили не опубликованные ранее и изданные автором данной статьи тексты сочинений Андрея Денисова, а также рукописи риторик. Работа с источниками велась на основе источниковедческого и текстологического методов. Определяющим проблемным контекстом является выговское барокко как разновидность московского школьного барокко. Герменевтический подход обусловил интерпретацию сочинений в контексте риторической литературной культуры Выга. Центральное внимание уделяется главному труду, созданному на Выге, - Риторике-своду, а также риторическому учению барочного поэта и философа Андрея Белобоцкого, к которому Андрей Денисов проявлял большой интерес. Показано, что риторики диктовали жанровую модель проповеди, определяли структуру и стилистику текстов. Барочная герменевтика оказала влияние на семантику проповеди, в которой господствовала смысловая двуплановость, «сенс аллегоричный». Он выражался в структурообразующей роли библейских цитат («фем»), а также в обилии метафор, символов и аллегорий. Выявляются метафорические ряды, которые формируют центральный эсхатологический миф, выражающийся в противопоставлении враждебного внешнего мира, пораженного антихристом, и Выговской пустыни как пространства духовного спасения. В проповедях Андрея Денисова нашел отражение типичный барочный концепт vanitas vanitatum. Старообрядческого проповедника интересовали онтологический аспект проблемы времени и актуальная в эпоху барокко антропологическая проблематика. Рассматривается коммуникативная модель проповеднического дискурса, определяемая особым позиционированием автора. Образ автора уподобляется пророческому, чему способствует использование библейских цитат. Выявляются особенности ритмической организации проповедей, рассчитанных на слуховое восприятие текстов. Система приемов, используемых старообрядческим автором, позволяет говорить о стремлении создать действенную проповедь, влияющую на утверждение основ вероучения и воспитание преданных сторонников движения. Статья позволяет уточнить характер рецепции общеевропейского стиля барокко в литературе старообрядчества начала XVIII в. В основе выговского барокко лежит функциональный дидактизм, обусловленный главной целью проповеднического творчества, которое утверждало религиозно-нравственные ценности, лежащие в основе выговского утопического проекта.

AB - Исследуются жанровые особенности проповедей Андрея Денисова, крупнейшего деятеля второй волны русского старообрядчества, писателя и полемиста. Основным материалом послужили не опубликованные ранее и изданные автором данной статьи тексты сочинений Андрея Денисова, а также рукописи риторик. Работа с источниками велась на основе источниковедческого и текстологического методов. Определяющим проблемным контекстом является выговское барокко как разновидность московского школьного барокко. Герменевтический подход обусловил интерпретацию сочинений в контексте риторической литературной культуры Выга. Центральное внимание уделяется главному труду, созданному на Выге, - Риторике-своду, а также риторическому учению барочного поэта и философа Андрея Белобоцкого, к которому Андрей Денисов проявлял большой интерес. Показано, что риторики диктовали жанровую модель проповеди, определяли структуру и стилистику текстов. Барочная герменевтика оказала влияние на семантику проповеди, в которой господствовала смысловая двуплановость, «сенс аллегоричный». Он выражался в структурообразующей роли библейских цитат («фем»), а также в обилии метафор, символов и аллегорий. Выявляются метафорические ряды, которые формируют центральный эсхатологический миф, выражающийся в противопоставлении враждебного внешнего мира, пораженного антихристом, и Выговской пустыни как пространства духовного спасения. В проповедях Андрея Денисова нашел отражение типичный барочный концепт vanitas vanitatum. Старообрядческого проповедника интересовали онтологический аспект проблемы времени и актуальная в эпоху барокко антропологическая проблематика. Рассматривается коммуникативная модель проповеднического дискурса, определяемая особым позиционированием автора. Образ автора уподобляется пророческому, чему способствует использование библейских цитат. Выявляются особенности ритмической организации проповедей, рассчитанных на слуховое восприятие текстов. Система приемов, используемых старообрядческим автором, позволяет говорить о стремлении создать действенную проповедь, влияющую на утверждение основ вероучения и воспитание преданных сторонников движения. Статья позволяет уточнить характер рецепции общеевропейского стиля барокко в литературе старообрядчества начала XVIII в. В основе выговского барокко лежит функциональный дидактизм, обусловленный главной целью проповеднического творчества, которое утверждало религиозно-нравственные ценности, лежащие в основе выговского утопического проекта.

KW - Andrey Denisov

KW - Baroque

KW - eschatology

KW - Old Believers

KW - rhetoric

KW - sermon

KW - Vyg

KW - Andrey Denisov

KW - Baroque

KW - Old Believers

KW - Vyg

KW - eschatology

KW - rhetoric

KW - sermon

UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85143799309&partnerID=8YFLogxK

UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49741511

UR - https://www.mendeley.com/catalogue/e91143b4-50c3-304f-8397-58242b9e74ee/

U2 - 10.15826/QR.2022.4.735

DO - 10.15826/QR.2022.4.735

M3 - статья

AN - SCOPUS:85143799309

VL - 10

SP - 1377

EP - 1393

JO - Quaestio Rossica

JF - Quaestio Rossica

SN - 2311-911X

IS - 4

M1 - 11

ER -

ID: 40874291