Standard

Среднеазиатский шлем из Северо-Казахстанского областного историко-краеведческого музея. / Бобров, Леонид Александрович; Исмаилов, Данияр .

в: Археология, этнография и антропология Евразии, Том 47, № 1, 12, 2019, стр. 113-118.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Бобров ЛА, Исмаилов Д. Среднеазиатский шлем из Северо-Казахстанского областного историко-краеведческого музея. Археология, этнография и антропология Евразии. 2019;47(1):113-118. 12. doi: 10.17746/1563-0102.2019.47.1.113-118

Author

BibTeX

@article{5fb113b090d746feaac6daeb931b1021,
title = "Среднеазиатский шлем из Северо-Казахстанского областного историко-краеведческого музея",
abstract = "В статье проанализирован богато оформленный железный шлем, хранящийся в Северо-Казахстанском областном историко-краеведческом музее (г. Петропавловск). Он состоит из низкой цельнокованой полусферической тульи, слабовыпуклого подвершия из медного сплава с отверстием, в которое вставлялась трубка-втулка для плюмажа (не сохранилась), широкого железного обруча и двухчастного «коробчатого» козырька. Поверхность последних двух элементов шлема покрыта надписями на арабском языке, растительным и геометрическим орнаментом, выполненным в технике золотой насечки по металлу. Установлено, что на обруче воспроизведены изречения из Корана, в частности, айаты 255—257 суры 2 «Аль-Бакара» («Корова»); на «щитке» козырька — оградительная молитва, называемая «посланием о мире», которую полагалось читать перед дальней дорогой, трудным и опасным предприятием (в т.ч. перед сражением). Типологический анализ шлема позволил датировать его второй половиной XVI — серединой XVIII в. и соотнести с комплексом вооружения воинов Среднеазиатского региона. Наиболее вероятно, что шлем был изготовлен ремесленниками Мавераннахра, Восточного Туркестана или присырдарьинских городов по заказу знатного узбекского, уйгурского или казахского воина. Это объясняет сочетание цельнокованой тульи и обруча, покрытого арабскими надписями, с «коробчатым» козырьком, типичным для боевых наголовий монгольских и тюркских номадов позднего Средневековья и раннего Нового времени. Ближайшие аналоги шлема хранятся в музейных собраниях Республики Казахстан. Судя по следам ремонта и реконструкции, рассматриваемый образец защитного вооружения использовался на протяжении длительного исторического периода.",
keywords = "Central Asia, Kazakhstan, Mawarannahr armor, helmet",
author = "Бобров, {Леонид Александрович} and Данияр Исмаилов",
note = "Бобров Л. А., Исмаилов Д. М. Среднеазиатский шлем из Северо-Казахстанского областного историко-краеведческого музея // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2019. - Т. 47. - № 1. - С. 113–118",
year = "2019",
doi = "10.17746/1563-0102.2019.47.1.113-118",
language = "русский",
volume = "47",
pages = "113--118",
journal = "Археология, этнография и антропология Евразии",
issn = "1563-0102",
publisher = "Институт археологии и этнографии СО РАН",
number = "1",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Среднеазиатский шлем из Северо-Казахстанского областного историко-краеведческого музея

AU - Бобров, Леонид Александрович

AU - Исмаилов, Данияр

N1 - Бобров Л. А., Исмаилов Д. М. Среднеазиатский шлем из Северо-Казахстанского областного историко-краеведческого музея // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2019. - Т. 47. - № 1. - С. 113–118

PY - 2019

Y1 - 2019

N2 - В статье проанализирован богато оформленный железный шлем, хранящийся в Северо-Казахстанском областном историко-краеведческом музее (г. Петропавловск). Он состоит из низкой цельнокованой полусферической тульи, слабовыпуклого подвершия из медного сплава с отверстием, в которое вставлялась трубка-втулка для плюмажа (не сохранилась), широкого железного обруча и двухчастного «коробчатого» козырька. Поверхность последних двух элементов шлема покрыта надписями на арабском языке, растительным и геометрическим орнаментом, выполненным в технике золотой насечки по металлу. Установлено, что на обруче воспроизведены изречения из Корана, в частности, айаты 255—257 суры 2 «Аль-Бакара» («Корова»); на «щитке» козырька — оградительная молитва, называемая «посланием о мире», которую полагалось читать перед дальней дорогой, трудным и опасным предприятием (в т.ч. перед сражением). Типологический анализ шлема позволил датировать его второй половиной XVI — серединой XVIII в. и соотнести с комплексом вооружения воинов Среднеазиатского региона. Наиболее вероятно, что шлем был изготовлен ремесленниками Мавераннахра, Восточного Туркестана или присырдарьинских городов по заказу знатного узбекского, уйгурского или казахского воина. Это объясняет сочетание цельнокованой тульи и обруча, покрытого арабскими надписями, с «коробчатым» козырьком, типичным для боевых наголовий монгольских и тюркских номадов позднего Средневековья и раннего Нового времени. Ближайшие аналоги шлема хранятся в музейных собраниях Республики Казахстан. Судя по следам ремонта и реконструкции, рассматриваемый образец защитного вооружения использовался на протяжении длительного исторического периода.

AB - В статье проанализирован богато оформленный железный шлем, хранящийся в Северо-Казахстанском областном историко-краеведческом музее (г. Петропавловск). Он состоит из низкой цельнокованой полусферической тульи, слабовыпуклого подвершия из медного сплава с отверстием, в которое вставлялась трубка-втулка для плюмажа (не сохранилась), широкого железного обруча и двухчастного «коробчатого» козырька. Поверхность последних двух элементов шлема покрыта надписями на арабском языке, растительным и геометрическим орнаментом, выполненным в технике золотой насечки по металлу. Установлено, что на обруче воспроизведены изречения из Корана, в частности, айаты 255—257 суры 2 «Аль-Бакара» («Корова»); на «щитке» козырька — оградительная молитва, называемая «посланием о мире», которую полагалось читать перед дальней дорогой, трудным и опасным предприятием (в т.ч. перед сражением). Типологический анализ шлема позволил датировать его второй половиной XVI — серединой XVIII в. и соотнести с комплексом вооружения воинов Среднеазиатского региона. Наиболее вероятно, что шлем был изготовлен ремесленниками Мавераннахра, Восточного Туркестана или присырдарьинских городов по заказу знатного узбекского, уйгурского или казахского воина. Это объясняет сочетание цельнокованой тульи и обруча, покрытого арабскими надписями, с «коробчатым» козырьком, типичным для боевых наголовий монгольских и тюркских номадов позднего Средневековья и раннего Нового времени. Ближайшие аналоги шлема хранятся в музейных собраниях Республики Казахстан. Судя по следам ремонта и реконструкции, рассматриваемый образец защитного вооружения использовался на протяжении длительного исторического периода.

KW - Central Asia

KW - Kazakhstan

KW - Mawarannahr armor

KW - helmet

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=37153977

U2 - 10.17746/1563-0102.2019.47.1.113-118

DO - 10.17746/1563-0102.2019.47.1.113-118

M3 - статья

VL - 47

SP - 113

EP - 118

JO - Археология, этнография и антропология Евразии

JF - Археология, этнография и антропология Евразии

SN - 1563-0102

IS - 1

M1 - 12

ER -

ID: 23081716