Standard

Происхождение человеческой мимики: опыт теоретической палеопсихологии. / Rozov, Nikolai S.

в: Voprosy Psikhologii, Том 69, № 2, 3, 2023, стр. 26-34.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{2f551fa00d704a439f9b1113b67752be,
title = "Происхождение человеческой мимики: опыт теоретической палеопсихологии",
abstract = "Представлена эскизная концепция происхождения тонкой (детализованной, нюансированной) мимики, специфической для человека, в сравнении с относительно грубой мимикой других приматов. В качестве теоретических оснований используются расширенный эволюционный синтез (соединение концептов генно-культурной коэволюции, культурного драйва, эпигенетики, неоламаркизма, эффекта Болдуина, конструирования ниш), концепции интериоризации (Л.С. Выготский и А.Р. Лурия), интерактивных ритуалов (Э. Дюркгейм. Э. Гофман, Р. Коллинз). а также авторская концепция коэволюции забот и структур, ранее примененная в проблематике глоттогенеза и ноогенеза (происхождения языка и сознания). Показана ложность дилеммы между двумя главными объяснительными парадигмами в научном понимании природы мимики: выражение эмоций и коммуникативный сигнал. Эмоции и экстравербальное, в том числе мимическое, поведение являются тесно спаянными компонентами взаимодействий в ситуациях ультрамикро («здесь-и-сейчас»), как правило, имеющих черты интерактивных ритуалов. Такие ритуалы сопровождали повседневную жизнь на протяжении всей дописьменной истории и антропогенеза, когда параллельно, точнее, в тесном взаимном сопряжении формировались специфические человеческие черты: язык, сознание с мышлением, эмоции, мимика, а также обеспечивающие их мозговые, анатомические, физиологические механизмы, генные задатки. Мимика, подобно речевым и когнитивным способностям, усложнялась как обеспечивающая структура для множившихся и усложнявшихся забот социального взаимодействия. Среди последних особо выделено достижение эмоционального понимания, сочувствия, доверия и поддержки во внутригрупповых взаимодействиях гоминид, затем протосапиенсов и сапиенсов. Свою роль всегда играли заботы привлечения партнеров в сексуальной сфере. Показана разная роль мимики в индивидуальном и половом отборе женщин и мужчин. Забота достижения доверия, соответствующие вербальные и невербальные средства поднялись на новую ступень развития, когда группы ранних сапиенсов (вероятно, еще в Африке) были вынуждены объединяться в альянсы при росте демографической плотности и обострении борьбы за ресурсные территории.",
author = "Rozov, {Nikolai S.}",
note = "Розов Н.С. Происхождение человеческой мимики: опыт теоретической палеопсихологии // Вопросы психологии. – 2023. – Т. 69. - № 2. – С. 26-34.",
year = "2023",
language = "русский",
volume = "69",
pages = "26--34",
journal = "Voprosy Psikhologii",
issn = "0042-8841",
publisher = "Akademiia pedagogicheskikh nauk RSFSR",
number = "2",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Происхождение человеческой мимики: опыт теоретической палеопсихологии

AU - Rozov, Nikolai S.

N1 - Розов Н.С. Происхождение человеческой мимики: опыт теоретической палеопсихологии // Вопросы психологии. – 2023. – Т. 69. - № 2. – С. 26-34.

PY - 2023

Y1 - 2023

N2 - Представлена эскизная концепция происхождения тонкой (детализованной, нюансированной) мимики, специфической для человека, в сравнении с относительно грубой мимикой других приматов. В качестве теоретических оснований используются расширенный эволюционный синтез (соединение концептов генно-культурной коэволюции, культурного драйва, эпигенетики, неоламаркизма, эффекта Болдуина, конструирования ниш), концепции интериоризации (Л.С. Выготский и А.Р. Лурия), интерактивных ритуалов (Э. Дюркгейм. Э. Гофман, Р. Коллинз). а также авторская концепция коэволюции забот и структур, ранее примененная в проблематике глоттогенеза и ноогенеза (происхождения языка и сознания). Показана ложность дилеммы между двумя главными объяснительными парадигмами в научном понимании природы мимики: выражение эмоций и коммуникативный сигнал. Эмоции и экстравербальное, в том числе мимическое, поведение являются тесно спаянными компонентами взаимодействий в ситуациях ультрамикро («здесь-и-сейчас»), как правило, имеющих черты интерактивных ритуалов. Такие ритуалы сопровождали повседневную жизнь на протяжении всей дописьменной истории и антропогенеза, когда параллельно, точнее, в тесном взаимном сопряжении формировались специфические человеческие черты: язык, сознание с мышлением, эмоции, мимика, а также обеспечивающие их мозговые, анатомические, физиологические механизмы, генные задатки. Мимика, подобно речевым и когнитивным способностям, усложнялась как обеспечивающая структура для множившихся и усложнявшихся забот социального взаимодействия. Среди последних особо выделено достижение эмоционального понимания, сочувствия, доверия и поддержки во внутригрупповых взаимодействиях гоминид, затем протосапиенсов и сапиенсов. Свою роль всегда играли заботы привлечения партнеров в сексуальной сфере. Показана разная роль мимики в индивидуальном и половом отборе женщин и мужчин. Забота достижения доверия, соответствующие вербальные и невербальные средства поднялись на новую ступень развития, когда группы ранних сапиенсов (вероятно, еще в Африке) были вынуждены объединяться в альянсы при росте демографической плотности и обострении борьбы за ресурсные территории.

AB - Представлена эскизная концепция происхождения тонкой (детализованной, нюансированной) мимики, специфической для человека, в сравнении с относительно грубой мимикой других приматов. В качестве теоретических оснований используются расширенный эволюционный синтез (соединение концептов генно-культурной коэволюции, культурного драйва, эпигенетики, неоламаркизма, эффекта Болдуина, конструирования ниш), концепции интериоризации (Л.С. Выготский и А.Р. Лурия), интерактивных ритуалов (Э. Дюркгейм. Э. Гофман, Р. Коллинз). а также авторская концепция коэволюции забот и структур, ранее примененная в проблематике глоттогенеза и ноогенеза (происхождения языка и сознания). Показана ложность дилеммы между двумя главными объяснительными парадигмами в научном понимании природы мимики: выражение эмоций и коммуникативный сигнал. Эмоции и экстравербальное, в том числе мимическое, поведение являются тесно спаянными компонентами взаимодействий в ситуациях ультрамикро («здесь-и-сейчас»), как правило, имеющих черты интерактивных ритуалов. Такие ритуалы сопровождали повседневную жизнь на протяжении всей дописьменной истории и антропогенеза, когда параллельно, точнее, в тесном взаимном сопряжении формировались специфические человеческие черты: язык, сознание с мышлением, эмоции, мимика, а также обеспечивающие их мозговые, анатомические, физиологические механизмы, генные задатки. Мимика, подобно речевым и когнитивным способностям, усложнялась как обеспечивающая структура для множившихся и усложнявшихся забот социального взаимодействия. Среди последних особо выделено достижение эмоционального понимания, сочувствия, доверия и поддержки во внутригрупповых взаимодействиях гоминид, затем протосапиенсов и сапиенсов. Свою роль всегда играли заботы привлечения партнеров в сексуальной сфере. Показана разная роль мимики в индивидуальном и половом отборе женщин и мужчин. Забота достижения доверия, соответствующие вербальные и невербальные средства поднялись на новую ступень развития, когда группы ранних сапиенсов (вероятно, еще в Африке) были вынуждены объединяться в альянсы при росте демографической плотности и обострении борьбы за ресурсные территории.

UR - https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85182655634&origin=inward&txGid=6531e2555a75c18b10e9076ef82dbad3

UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54745912

M3 - статья

VL - 69

SP - 26

EP - 34

JO - Voprosy Psikhologii

JF - Voprosy Psikhologii

SN - 0042-8841

IS - 2

M1 - 3

ER -

ID: 59681068