Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Пандемия COVID-19, рациональность выбора и моральные дилеммы. / Первушин, Николай Сергеевич.
In: Вестник практической психологии образования, Vol. 20, No. 3, 8, 2023, p. 102–115.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Пандемия COVID-19, рациональность выбора и моральные дилеммы
AU - Первушин, Николай Сергеевич
N1 - Первушин Н.С. Пандемия COVID-19, рациональность выбора и моральные дилеммы // Вестник практической психологии образования. – 2023. – Т. 20. - № 3. – С. 102-115.
PY - 2023
Y1 - 2023
N2 - В своей статье автор описывает пандемию COVID-19 как уникальную ситуацию мирового масштаба, которая вывела ряд вечных вопросов из плоскости философско-умозрительной в максимально практическую. Фактически, сделала вопросом «жизни и смерти» для каждого человека. В первую очередь, это вопрос морального выбора в ситуации с высокой степенью неопределенности — между личной свободой и личными ограничениями ради блага других людей. Также в статье проанализированы стратегии борьбы с пандемией COVID-19 в разных странах и последствия их реализации в отношении моральных дилемм. На основе анализа международного опыта обсуждаются психологические особенности введения ограничений и внешнего государственного и общественного контроля (как примеры реализации универсального рационального подхода). Автором учитываются накопленные за два года данные социально-экономической статистики (избыточная смертность, валовый внутренний продукт и пр.), которые показывают, что в контексте пандемии рациональный конструкт, предусматривающий отказ граждан от части личных свобод ради общественного блага, предпочтительнее эмпирического, при котором людям дается право самим делать моральный выбор — отказываться от свобод или нет. В то же время автор приходит к выводу, что, наравне с плюсами, рационализация может нести в себе минусы. А именно: долгосрочные риски, связанные с постепенным отказом общества от личных свобод и демократии и возвращением к авторитарному устройству.
AB - В своей статье автор описывает пандемию COVID-19 как уникальную ситуацию мирового масштаба, которая вывела ряд вечных вопросов из плоскости философско-умозрительной в максимально практическую. Фактически, сделала вопросом «жизни и смерти» для каждого человека. В первую очередь, это вопрос морального выбора в ситуации с высокой степенью неопределенности — между личной свободой и личными ограничениями ради блага других людей. Также в статье проанализированы стратегии борьбы с пандемией COVID-19 в разных странах и последствия их реализации в отношении моральных дилемм. На основе анализа международного опыта обсуждаются психологические особенности введения ограничений и внешнего государственного и общественного контроля (как примеры реализации универсального рационального подхода). Автором учитываются накопленные за два года данные социально-экономической статистики (избыточная смертность, валовый внутренний продукт и пр.), которые показывают, что в контексте пандемии рациональный конструкт, предусматривающий отказ граждан от части личных свобод ради общественного блага, предпочтительнее эмпирического, при котором людям дается право самим делать моральный выбор — отказываться от свобод или нет. В то же время автор приходит к выводу, что, наравне с плюсами, рационализация может нести в себе минусы. А именно: долгосрочные риски, связанные с постепенным отказом общества от личных свобод и демократии и возвращением к авторитарному устройству.
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=55154307
UR - https://www.mendeley.com/catalogue/bb912802-d76d-3562-8f00-71768fdfe0cb/
U2 - 10.17759/bppe.2023200308
DO - 10.17759/bppe.2023200308
M3 - статья
VL - 20
SP - 102
EP - 115
JO - Вестник практической психологии образования
JF - Вестник практической психологии образования
SN - 2658-3100
IS - 3
M1 - 8
ER -
ID: 59547513