Лексико-семантическое поле Post-Truth в англоязычном общественно-политическом дискурсе. / Фефелов, Анатолий Федорович.
In: Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, Vol. 21, No. 2, 2023, p. 120-136.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Лексико-семантическое поле Post-Truth в англоязычном общественно-политическом дискурсе
AU - Фефелов, Анатолий Федорович
N1 - Фефелов, А. Ф. Лексико-семантическое поле post-truth в англоязычном общественно-политическом дискурсе / А. Ф. Фефелов // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2023. – Т. 21, № 2. – С. 120-136. – DOI 10.25205/1818-7935-2023-21-2-120-136.
PY - 2023
Y1 - 2023
N2 - Цель обзорной статьи состоит в том, чтобы выявить на основе ключевой лексики ряда рецензий и источников направления концептуализации post-truth era в англоязычной общественно-политической коммуникации. Объектом анализа выступает лексика, репрезентирующая компонент post-truth (постправда или постистина) в медийной сфере. Предметом анализа является понятийная концептуализация компонента post-truth в релевантных словосочетания типа post-truth era (politics, world of politics, politicians, society, age, knowledge and power, condition, campaign etc) в различных авторских источниках. Русским эквивалентом компонента является в данном случае сущ. постправда со значением ‘отказ игроков информационного поля от принципов объективности и достоверности’. Показывается, что экспертные оценки и интерпретации самого феномена в общественно-политическом поле США и Великобритании крайне неоднозначны и часто маркированы скептицизмом. Ясно, однако, что его нельзя понимать буквально, т. е. «по толковым словарям» и что в научно-образовательном дискурсе он, за исключением истории, проявляется иначе: в поле истины и научных фактов, а не житейской правды. У медийного и научно-образовательного проявлений post-truth-подхода обнаружены специфичные наборы ключевых слов. Фейковые «новости» и избирательные кампании не являются конститутивным (главным) признаком посттруферных медиа. На эту роль претендуют концепции буллшита Г. Франкфурта и новой информационной игры С. Фуллера, но никакого формального риторического воплощения они еще не получили. Серьезную попытку описать новую посттруферную риторику предпринял только Ю. Шатин. Обзор показывает, что на самом деле медийный post-truth-дискурс - это проявление глубокого кризиса «канонической» демократии, отражение ее агонального состояния в американо-британской лексике и нарративах.
AB - Цель обзорной статьи состоит в том, чтобы выявить на основе ключевой лексики ряда рецензий и источников направления концептуализации post-truth era в англоязычной общественно-политической коммуникации. Объектом анализа выступает лексика, репрезентирующая компонент post-truth (постправда или постистина) в медийной сфере. Предметом анализа является понятийная концептуализация компонента post-truth в релевантных словосочетания типа post-truth era (politics, world of politics, politicians, society, age, knowledge and power, condition, campaign etc) в различных авторских источниках. Русским эквивалентом компонента является в данном случае сущ. постправда со значением ‘отказ игроков информационного поля от принципов объективности и достоверности’. Показывается, что экспертные оценки и интерпретации самого феномена в общественно-политическом поле США и Великобритании крайне неоднозначны и часто маркированы скептицизмом. Ясно, однако, что его нельзя понимать буквально, т. е. «по толковым словарям» и что в научно-образовательном дискурсе он, за исключением истории, проявляется иначе: в поле истины и научных фактов, а не житейской правды. У медийного и научно-образовательного проявлений post-truth-подхода обнаружены специфичные наборы ключевых слов. Фейковые «новости» и избирательные кампании не являются конститутивным (главным) признаком посттруферных медиа. На эту роль претендуют концепции буллшита Г. Франкфурта и новой информационной игры С. Фуллера, но никакого формального риторического воплощения они еще не получили. Серьезную попытку описать новую посттруферную риторику предпринял только Ю. Шатин. Обзор показывает, что на самом деле медийный post-truth-дискурс - это проявление глубокого кризиса «канонической» демократии, отражение ее агонального состояния в американо-британской лексике и нарративах.
KW - ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ
KW - СОЦИАЛЬНАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
KW - КУЛЬТУРА УЧАСТИЯ
KW - СТИВ ФУЛЛЕР
KW - ИСТИНА
KW - ПРАВДА
KW - ФАКТУАЛЬНАЯ ИСТИНА
KW - БУЛЛШИТ
KW - ПИАР
KW - СПИН
KW - ФЕЙК
KW - Протоученый
KW - THESPIAN PRESIDENTS
KW - THEATRICS
KW - Rhetoric
KW - BULLSHIT
KW - ERASMUS' SOLUTION
KW - STEVE FULLER
KW - NON-EXPERTS
KW - KNOWLEDGE POLITICS
KW - MODAL POWER
KW - KNOWLEDGE GAME
KW - POST-TRUTH VS POST-TRUTH
KW - SOCIAL EPISTEMOLOGY
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54396249
U2 - 10.25205/1818-7935-2023-21-2-120-136
DO - 10.25205/1818-7935-2023-21-2-120-136
M3 - статья
VL - 21
SP - 120
EP - 136
JO - Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация
JF - Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация
SN - 1818-7935
IS - 2
ER -
ID: 72056751