Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Ассоциативно-вербальная модель глагола haben и его синонимов в немецком языке. / Козлова, Наталья Валерьевна.
In: Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, Vol. 17, No. 2, 2019, p. 53-64.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Ассоциативно-вербальная модель глагола haben и его синонимов в немецком языке
AU - Козлова, Наталья Валерьевна
N1 - Козлова Н.В. Ассоциативно-вербальная модель глагола haben и его синонимов в немецком языке // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2019. - Т. 17. - № 2. - С. 53-64
PY - 2019
Y1 - 2019
N2 - Исследование человека говорящего - Homo Loquens - связано с рассмотрением индивидуального образа мира носителя того или иного языка, эксплицированного в языковом сознании и материально существующего в виде словесных образов-ассоциаций. В настоящей работе рассматриваются результаты свободного ассоциативного эксперимента, проведенного с носителями немецкого языка (в результате которого было получено 137 различных реакций, общее количество реакций - 305, при анализе внимание уделено как первичным, так и вторичным ассоциациям). Материалом исследования послужил базовый глагол haben ‘иметь’, формирующий ядро сферы обладания, и его синонимы, выявленные посредством лексикографического анализа пяти словарей синонимов, а также словаря-корпуса современного немецкого языка dwds.de ( gehören ‘принадлежать’, verfügen ‘иметь в своём распоряжении’, besitzen ‘владеть, обладать’, gebieten ‘распоряжаться’). В основе анализа лежит системный подход, позволяющий раскрыть структуру значений и смыслов в ментальном лексиконе и построить ассоциативно-вербальную модель взаимосвязанности ассоциативных полей синонимичных слов-стимулов. Лексикографический, корпусный и ассоциативный анализы материала позволяют констатировать следующее: 1) ничтожно малое количество отказов респондентов от ответов (1,64 %), а также таких ассоциаций, в которых наблюдается отсутствие смысловой связи со словом-стимулом (2 %); 2) ассоциирование преимущественно по «парадигматическому» типу при сопоставлении семантической структуры исходного слова и ассоциативного ответа (около 60 %); 3) высокая степень уникальности синтагматических ассоциаций; 4) обладание в сознании носителей немецкого языка связано с такими неединичными реакциями, как Geld ‘деньги’, Gut ‘товар, благо, имущество’, Güter ‘товары’, Macht ‘сила, мощь’, Testament ‘завещание’, Freunde ‘друзья, приятели’, nichts ‘ничто’
AB - Исследование человека говорящего - Homo Loquens - связано с рассмотрением индивидуального образа мира носителя того или иного языка, эксплицированного в языковом сознании и материально существующего в виде словесных образов-ассоциаций. В настоящей работе рассматриваются результаты свободного ассоциативного эксперимента, проведенного с носителями немецкого языка (в результате которого было получено 137 различных реакций, общее количество реакций - 305, при анализе внимание уделено как первичным, так и вторичным ассоциациям). Материалом исследования послужил базовый глагол haben ‘иметь’, формирующий ядро сферы обладания, и его синонимы, выявленные посредством лексикографического анализа пяти словарей синонимов, а также словаря-корпуса современного немецкого языка dwds.de ( gehören ‘принадлежать’, verfügen ‘иметь в своём распоряжении’, besitzen ‘владеть, обладать’, gebieten ‘распоряжаться’). В основе анализа лежит системный подход, позволяющий раскрыть структуру значений и смыслов в ментальном лексиконе и построить ассоциативно-вербальную модель взаимосвязанности ассоциативных полей синонимичных слов-стимулов. Лексикографический, корпусный и ассоциативный анализы материала позволяют констатировать следующее: 1) ничтожно малое количество отказов респондентов от ответов (1,64 %), а также таких ассоциаций, в которых наблюдается отсутствие смысловой связи со словом-стимулом (2 %); 2) ассоциирование преимущественно по «парадигматическому» типу при сопоставлении семантической структуры исходного слова и ассоциативного ответа (около 60 %); 3) высокая степень уникальности синтагматических ассоциаций; 4) обладание в сознании носителей немецкого языка связано с такими неединичными реакциями, как Geld ‘деньги’, Gut ‘товар, благо, имущество’, Güter ‘товары’, Macht ‘сила, мощь’, Testament ‘завещание’, Freunde ‘друзья, приятели’, nichts ‘ничто’
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39323652
U2 - 10.25205/1818-7935-2019-17-2-53-64
DO - 10.25205/1818-7935-2019-17-2-53-64
M3 - статья
VL - 17
SP - 53
EP - 64
JO - Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация
JF - Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация
SN - 1818-7935
IS - 2
ER -
ID: 22380445