Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Особенности измерения предрасположенности к скуке: психометрические свойства русскоязычной версии опросника BPS. / Dorosheva, Elena A.; Golubev, Andrey M.
In: Sibirskiy Psikhologicheskiy Zhurnal, No. 87, 4, 2023, p. 68-85.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Особенности измерения предрасположенности к скуке: психометрические свойства русскоязычной версии опросника BPS
AU - Dorosheva, Elena A.
AU - Golubev, Andrey M.
N1 - Дорошева Е.А., Голубев А.М. Особенности измерения предрасположенности к скуке: психометрические свойства русскоязычной версии опросника BPS // Сибирский психологический журнал. – 2023. – № 87. – С. 68-85. Результаты получены в ходе выполнения госзадания НИИНМ, регистрационный номер ЦИТиС: 122042700001-9.
PY - 2023
Y1 - 2023
N2 - Актуальность и объект исследования. Склонность скучать как личностное свойство активно исследуется в силу своей связи с рядом нарушений аффективной сферы, снижением благополучия и мотивации. Однако подходы к содержательному определению конструкта «склонность к скуке» существенно различаются. Разработка психометрических инструментов для его измерения тесно связана с пониманием его как одномерного или многомерного, включающего разный набор составляющих. В данной работе описана проблематика определения психологического конструкта «склонность к скуке» и проведена проверка психометрических свойств русскоязычной версии шкалы склонности к скуке в контексте рассмотрения ее одномерности / многомерности. Методы и материалы исследования. Выборка исследования составила 476 человек в возрасте от 18 до 40 лет (средний возраст - 24,65), среди них 120 мужчин и 356 женщин. Использовалась русскоязычная версия шкалы склонности к скуке (Boredom Proneness Scale), для проверки конвергентной валидности применялись шкала внимательности и осознанности, пятифакторный опросник осознанности, Оксфордский опросник счастья, сокращенная версия опросника «Маркеры факторов “Большой пятерки”», шкала академической мотивации (для студенческой выборки).Результаты. Анализ факторной структуры опросника не дает однозначного ответа на вопрос о многоаспектности измерения склонности к скуке и, скорее всего, свидетельствует об одномерности предлагаемого конструкта. Шкала характеризуется высокими внутренней согласованностью (альфа Кронбаха = 0,85) и ретестовой надежностью с интервалом тестирования в один месяц (r = 0,80). Показаны обратные корреляционные связи склонности скучать с показателями внутренней учебной мотивации студентов вуза, с уровнем осознанности, экстраверсией, открытостью новому опыту и самоконтролем; прямые - с нейротизмом, экстернальной учебной мотивацией и амотивацией студентов. Валидность методики подтверждается выявленными взаимосвязями с другими конструктами В целом можно сделать вывод о достаточно хороших психометрических свойствах предлагаемой версии опросника BPS.
AB - Актуальность и объект исследования. Склонность скучать как личностное свойство активно исследуется в силу своей связи с рядом нарушений аффективной сферы, снижением благополучия и мотивации. Однако подходы к содержательному определению конструкта «склонность к скуке» существенно различаются. Разработка психометрических инструментов для его измерения тесно связана с пониманием его как одномерного или многомерного, включающего разный набор составляющих. В данной работе описана проблематика определения психологического конструкта «склонность к скуке» и проведена проверка психометрических свойств русскоязычной версии шкалы склонности к скуке в контексте рассмотрения ее одномерности / многомерности. Методы и материалы исследования. Выборка исследования составила 476 человек в возрасте от 18 до 40 лет (средний возраст - 24,65), среди них 120 мужчин и 356 женщин. Использовалась русскоязычная версия шкалы склонности к скуке (Boredom Proneness Scale), для проверки конвергентной валидности применялись шкала внимательности и осознанности, пятифакторный опросник осознанности, Оксфордский опросник счастья, сокращенная версия опросника «Маркеры факторов “Большой пятерки”», шкала академической мотивации (для студенческой выборки).Результаты. Анализ факторной структуры опросника не дает однозначного ответа на вопрос о многоаспектности измерения склонности к скуке и, скорее всего, свидетельствует об одномерности предлагаемого конструкта. Шкала характеризуется высокими внутренней согласованностью (альфа Кронбаха = 0,85) и ретестовой надежностью с интервалом тестирования в один месяц (r = 0,80). Показаны обратные корреляционные связи склонности скучать с показателями внутренней учебной мотивации студентов вуза, с уровнем осознанности, экстраверсией, открытостью новому опыту и самоконтролем; прямые - с нейротизмом, экстернальной учебной мотивацией и амотивацией студентов. Валидность методики подтверждается выявленными взаимосвязями с другими конструктами В целом можно сделать вывод о достаточно хороших психометрических свойствах предлагаемой версии опросника BPS.
KW - Boredom Proneness Scale
KW - academic motivation
KW - boredom proneness
KW - factor structure
KW - multidimensionality of the questionnaire
KW - scale reliability
KW - state boredom
KW - subjective well-being
UR - https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85189001956&origin=inward&txGid=4d6fd51f970fd002a3017b822846739b
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=52240721
UR - https://www.mendeley.com/catalogue/4b0a919d-049d-3072-8666-eef55410eb1f/
U2 - 10.17223/17267080/87/4
DO - 10.17223/17267080/87/4
M3 - статья
SP - 68
EP - 85
JO - Sibirskiy Psikhologicheskiy Zhurnal
JF - Sibirskiy Psikhologicheskiy Zhurnal
SN - 1726-7080
IS - 87
M1 - 4
ER -
ID: 59893577