Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Дипломатические материалы как источники по истории политической мысли в постордынских государствах XVI века (к постановке проблемы). / Moiseev, Maksim V.
In: Zolotoordynskoe Obozrenie, Vol. 9, No. 4, 6, 2021, p. 791-806.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Дипломатические материалы как источники по истории политической мысли в постордынских государствах XVI века (к постановке проблемы)
AU - Moiseev, Maksim V.
N1 - Моисеев М.В. Дипломатические материалы как источники по истории политической мысли в постордынских государствах XVI века (к постановке проблемы) // Золотоордынское обозрение. – 2021. – Т. 9. – № 4. – С. 791-806.
PY - 2021
Y1 - 2021
N2 - Цель исследования: изучение памятников дипломатической переписки XVI в. как источника по истории политической мысли постордынских государств. Материалы исследования: послания крымских ханов, султанов, представителей правящих групп, ногайских биев и мирз, отложившихся в переводных копиях в посольских книгах Московского государства. Научная новизна: впервые дипломатические документы Крымского ханства и Ногайской Орды привлекаются для реконструкции корпуса политических идей. Рассматривая вопрос об авторстве посланий, мы исходим из концепции С.М. Каштанова о «техническом авторстве», в рамках которой авторство понимается как коллективная работа правителей, придворных, бюрократов и технических работников над созданием грамоты. Результаты исследования: применение концепции «корпоративного авторства» позволило показать, что дипломатические послания - это всегда продукт некой конвенции, возможной в рамках элиты, причастной к выработке внешней политики. Большую роль в формировании политического языка играли переводчики. В посланиях ханов, султанов, беков и мирз постордынских государств излагаются некоторые идеи, с помощью которых мы можем очертить контур политической идеологии. Центральное место в ней занимает тезис об исключительном праве на власть Чингизидов, которые могут получить власть только при условии общего согласия «политического народа». Важнейшими концептами постордынской мысли были «лихо» и «благо». «Лихо» понималось как любое изменение сложившегося порядка, а «добро» как сохранение устоявшегося порядка. Для политической мысли постордынских татарских государств характерен консерватизм и желание зафиксировать ритуалы власти и практики управления, сложившиеся ранее в эпоху Золотой Орды. Подобный настрой приводил к консервации прежних понятий и терминологического языка, что и нашло отражение в практике дипломатии, когда ускользающая реальность былого могущества оказывала влияние на посольский церемониал и формуляр посланий.
AB - Цель исследования: изучение памятников дипломатической переписки XVI в. как источника по истории политической мысли постордынских государств. Материалы исследования: послания крымских ханов, султанов, представителей правящих групп, ногайских биев и мирз, отложившихся в переводных копиях в посольских книгах Московского государства. Научная новизна: впервые дипломатические документы Крымского ханства и Ногайской Орды привлекаются для реконструкции корпуса политических идей. Рассматривая вопрос об авторстве посланий, мы исходим из концепции С.М. Каштанова о «техническом авторстве», в рамках которой авторство понимается как коллективная работа правителей, придворных, бюрократов и технических работников над созданием грамоты. Результаты исследования: применение концепции «корпоративного авторства» позволило показать, что дипломатические послания - это всегда продукт некой конвенции, возможной в рамках элиты, причастной к выработке внешней политики. Большую роль в формировании политического языка играли переводчики. В посланиях ханов, султанов, беков и мирз постордынских государств излагаются некоторые идеи, с помощью которых мы можем очертить контур политической идеологии. Центральное место в ней занимает тезис об исключительном праве на власть Чингизидов, которые могут получить власть только при условии общего согласия «политического народа». Важнейшими концептами постордынской мысли были «лихо» и «благо». «Лихо» понималось как любое изменение сложившегося порядка, а «добро» как сохранение устоявшегося порядка. Для политической мысли постордынских татарских государств характерен консерватизм и желание зафиксировать ритуалы власти и практики управления, сложившиеся ранее в эпоху Золотой Орды. Подобный настрой приводил к консервации прежних понятий и терминологического языка, что и нашло отражение в практике дипломатии, когда ускользающая реальность былого могущества оказывала влияние на посольский церемониал и формуляр посланий.
KW - Ambassadorial books
KW - Diplomatic correspondence
KW - Post-Horde studies
KW - Tatar states
KW - Ambassadorial books
KW - Diplomatic correspondence
KW - Post-Horde studies
KW - Tatar states
UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85123444434&partnerID=8YFLogxK
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=47420281
UR - https://www.mendeley.com/catalogue/c60da538-8a6d-3a30-81ea-921c3c1af03b/
U2 - 10.22378/2313-6197.2021-9-4.791-806
DO - 10.22378/2313-6197.2021-9-4.791-806
M3 - статья
AN - SCOPUS:85123444434
VL - 9
SP - 791
EP - 806
JO - Zolotoordynskoe Obozrenie
JF - Zolotoordynskoe Obozrenie
SN - 2308-152X
IS - 4
M1 - 6
ER -
ID: 35564123