Standard

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{61d273aa19ee45a9a96368a51e6e6659,
title = "Дипломатические материалы как источники по истории политической мысли в постордынских государствах XVI века (к постановке проблемы)",
abstract = "Цель исследования: изучение памятников дипломатической переписки XVI в. как источника по истории политической мысли постордынских государств. Материалы исследования: послания крымских ханов, султанов, представителей правящих групп, ногайских биев и мирз, отложившихся в переводных копиях в посольских книгах Московского государства. Научная новизна: впервые дипломатические документы Крымского ханства и Ногайской Орды привлекаются для реконструкции корпуса политических идей. Рассматривая вопрос об авторстве посланий, мы исходим из концепции С.М. Каштанова о «техническом авторстве», в рамках которой авторство понимается как коллективная работа правителей, придворных, бюрократов и технических работников над созданием грамоты. Результаты исследования: применение концепции «корпоративного авторства» позволило показать, что дипломатические послания - это всегда продукт некой конвенции, возможной в рамках элиты, причастной к выработке внешней политики. Большую роль в формировании политического языка играли переводчики. В посланиях ханов, султанов, беков и мирз постордынских государств излагаются некоторые идеи, с помощью которых мы можем очертить контур политической идеологии. Центральное место в ней занимает тезис об исключительном праве на власть Чингизидов, которые могут получить власть только при условии общего согласия «политического народа». Важнейшими концептами постордынской мысли были «лихо» и «благо». «Лихо» понималось как любое изменение сложившегося порядка, а «добро» как сохранение устоявшегося порядка. Для политической мысли постордынских татарских государств характерен консерватизм и желание зафиксировать ритуалы власти и практики управления, сложившиеся ранее в эпоху Золотой Орды. Подобный настрой приводил к консервации прежних понятий и терминологического языка, что и нашло отражение в практике дипломатии, когда ускользающая реальность былого могущества оказывала влияние на посольский церемониал и формуляр посланий.",
keywords = "Ambassadorial books, Diplomatic correspondence, Post-Horde studies, Tatar states, Ambassadorial books, Diplomatic correspondence, Post-Horde studies, Tatar states",
author = "Moiseev, {Maksim V.}",
note = "Моисеев М.В. Дипломатические материалы как источники по истории политической мысли в постордынских государствах XVI века (к постановке проблемы) // Золотоордынское обозрение. – 2021. – Т. 9. – № 4. – С. 791-806.",
year = "2021",
doi = "10.22378/2313-6197.2021-9-4.791-806",
language = "русский",
volume = "9",
pages = "791--806",
journal = "Zolotoordynskoe Obozrenie",
issn = "2308-152X",
publisher = "Shigabutdin Marjani Institute of History of Academy of Sciences",
number = "4",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Дипломатические материалы как источники по истории политической мысли в постордынских государствах XVI века (к постановке проблемы)

AU - Moiseev, Maksim V.

N1 - Моисеев М.В. Дипломатические материалы как источники по истории политической мысли в постордынских государствах XVI века (к постановке проблемы) // Золотоордынское обозрение. – 2021. – Т. 9. – № 4. – С. 791-806.

PY - 2021

Y1 - 2021

N2 - Цель исследования: изучение памятников дипломатической переписки XVI в. как источника по истории политической мысли постордынских государств. Материалы исследования: послания крымских ханов, султанов, представителей правящих групп, ногайских биев и мирз, отложившихся в переводных копиях в посольских книгах Московского государства. Научная новизна: впервые дипломатические документы Крымского ханства и Ногайской Орды привлекаются для реконструкции корпуса политических идей. Рассматривая вопрос об авторстве посланий, мы исходим из концепции С.М. Каштанова о «техническом авторстве», в рамках которой авторство понимается как коллективная работа правителей, придворных, бюрократов и технических работников над созданием грамоты. Результаты исследования: применение концепции «корпоративного авторства» позволило показать, что дипломатические послания - это всегда продукт некой конвенции, возможной в рамках элиты, причастной к выработке внешней политики. Большую роль в формировании политического языка играли переводчики. В посланиях ханов, султанов, беков и мирз постордынских государств излагаются некоторые идеи, с помощью которых мы можем очертить контур политической идеологии. Центральное место в ней занимает тезис об исключительном праве на власть Чингизидов, которые могут получить власть только при условии общего согласия «политического народа». Важнейшими концептами постордынской мысли были «лихо» и «благо». «Лихо» понималось как любое изменение сложившегося порядка, а «добро» как сохранение устоявшегося порядка. Для политической мысли постордынских татарских государств характерен консерватизм и желание зафиксировать ритуалы власти и практики управления, сложившиеся ранее в эпоху Золотой Орды. Подобный настрой приводил к консервации прежних понятий и терминологического языка, что и нашло отражение в практике дипломатии, когда ускользающая реальность былого могущества оказывала влияние на посольский церемониал и формуляр посланий.

AB - Цель исследования: изучение памятников дипломатической переписки XVI в. как источника по истории политической мысли постордынских государств. Материалы исследования: послания крымских ханов, султанов, представителей правящих групп, ногайских биев и мирз, отложившихся в переводных копиях в посольских книгах Московского государства. Научная новизна: впервые дипломатические документы Крымского ханства и Ногайской Орды привлекаются для реконструкции корпуса политических идей. Рассматривая вопрос об авторстве посланий, мы исходим из концепции С.М. Каштанова о «техническом авторстве», в рамках которой авторство понимается как коллективная работа правителей, придворных, бюрократов и технических работников над созданием грамоты. Результаты исследования: применение концепции «корпоративного авторства» позволило показать, что дипломатические послания - это всегда продукт некой конвенции, возможной в рамках элиты, причастной к выработке внешней политики. Большую роль в формировании политического языка играли переводчики. В посланиях ханов, султанов, беков и мирз постордынских государств излагаются некоторые идеи, с помощью которых мы можем очертить контур политической идеологии. Центральное место в ней занимает тезис об исключительном праве на власть Чингизидов, которые могут получить власть только при условии общего согласия «политического народа». Важнейшими концептами постордынской мысли были «лихо» и «благо». «Лихо» понималось как любое изменение сложившегося порядка, а «добро» как сохранение устоявшегося порядка. Для политической мысли постордынских татарских государств характерен консерватизм и желание зафиксировать ритуалы власти и практики управления, сложившиеся ранее в эпоху Золотой Орды. Подобный настрой приводил к консервации прежних понятий и терминологического языка, что и нашло отражение в практике дипломатии, когда ускользающая реальность былого могущества оказывала влияние на посольский церемониал и формуляр посланий.

KW - Ambassadorial books

KW - Diplomatic correspondence

KW - Post-Horde studies

KW - Tatar states

KW - Ambassadorial books

KW - Diplomatic correspondence

KW - Post-Horde studies

KW - Tatar states

UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85123444434&partnerID=8YFLogxK

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=47420281

UR - https://www.mendeley.com/catalogue/c60da538-8a6d-3a30-81ea-921c3c1af03b/

U2 - 10.22378/2313-6197.2021-9-4.791-806

DO - 10.22378/2313-6197.2021-9-4.791-806

M3 - статья

AN - SCOPUS:85123444434

VL - 9

SP - 791

EP - 806

JO - Zolotoordynskoe Obozrenie

JF - Zolotoordynskoe Obozrenie

SN - 2308-152X

IS - 4

M1 - 6

ER -

ID: 35564123