Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Зеркальность сюжетно-мотивной композиции в творчестве Б. Акунина (на примере рассказа "Проблема 2000" и пьесы "Зеркало Сен-Жермена". / Чжан, Чэндун .
In: The New Philological Bulletin, Vol. 60, No. 1, 2022, p. 239-251.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Зеркальность сюжетно-мотивной композиции в творчестве Б. Акунина (на примере рассказа "Проблема 2000" и пьесы "Зеркало Сен-Жермена"
AU - Чжан, Чэндун
N1 - Чжан, Ч. Зеркальность сюжетно-мотивной композиции в творчестве Б. Акунина (на примере рассказа "Проблема 2000" и пьесы "Зеркало Сен-Жермена") / Ч. Чжан // Новый филологический вестник. – 2022. – № 1(60). – С. 239-251. – DOI 10.54770/20729316-2022-1-239.
PY - 2022
Y1 - 2022
N2 - В статье рассматривается роль и специфика зеркальности сюжетно-мотивной композиции в творчестве 2000-х гг. Б. Акунина. Посредством подробного сравнения мотивной цепочки в параллельных сюжетных построениях в рассказе «Проблема 2000» и его продолжении - в комедии «Зеркало Сен-Жермена», охарактеризованы три особенности зеркальности в акунинских текстах - чрезмерная симметричность, разграничение двоемирия без учета иерархии, кривая зеркальность, или нацеленность сатиры на современность, соответствующую акунинской модели мира в рамках постмодернистского мировоззрения. После расшифровки значения иероглифа в титульном листе интертекстуальная игра «Зеркала Сен-Жермена» определяется как акунинский ремейк пьесы Ю. Мисимы «Ханьданьская подушка», являющейся авторским воплощением традиционного китайского и японского гипермотива «ханьданьский сон». В интертекстуальным диалоге с данным мотивом обнаруживаются функционирование волшебного зеркала как эквивалента вещего сна и миражность зеркальной композиции в тексте Б. Акунина. При сравнении тематического сходства между пьесами - ощущения рубежа эпохи «жизнь как суета» но желания жить в этом пустом мире, утверждается принцип акунинской зеркальной композиции как своеобразное повествовательное высказывание менталитета общества в эпоху постмодерна, хронологически приходящегося на рубеж XX-XXI вв. В конце концов, с помощью анализа адаптации восточного сюжета к русской культуре выявляется механизм того, как акунинский текст становится новым андрогином восточно-западной литературы и обладает свойствами кросскультурной зеркальности и увеличения энтропии в современной литературе.
AB - В статье рассматривается роль и специфика зеркальности сюжетно-мотивной композиции в творчестве 2000-х гг. Б. Акунина. Посредством подробного сравнения мотивной цепочки в параллельных сюжетных построениях в рассказе «Проблема 2000» и его продолжении - в комедии «Зеркало Сен-Жермена», охарактеризованы три особенности зеркальности в акунинских текстах - чрезмерная симметричность, разграничение двоемирия без учета иерархии, кривая зеркальность, или нацеленность сатиры на современность, соответствующую акунинской модели мира в рамках постмодернистского мировоззрения. После расшифровки значения иероглифа в титульном листе интертекстуальная игра «Зеркала Сен-Жермена» определяется как акунинский ремейк пьесы Ю. Мисимы «Ханьданьская подушка», являющейся авторским воплощением традиционного китайского и японского гипермотива «ханьданьский сон». В интертекстуальным диалоге с данным мотивом обнаруживаются функционирование волшебного зеркала как эквивалента вещего сна и миражность зеркальной композиции в тексте Б. Акунина. При сравнении тематического сходства между пьесами - ощущения рубежа эпохи «жизнь как суета» но желания жить в этом пустом мире, утверждается принцип акунинской зеркальной композиции как своеобразное повествовательное высказывание менталитета общества в эпоху постмодерна, хронологически приходящегося на рубеж XX-XXI вв. В конце концов, с помощью анализа адаптации восточного сюжета к русской культуре выявляется механизм того, как акунинский текст становится новым андрогином восточно-западной литературы и обладает свойствами кросскультурной зеркальности и увеличения энтропии в современной литературе.
KW - Б. Акунин
KW - Зеркальность
KW - Сюжетно-мотивная композиция
KW - Ремейк
KW - Гипермотив "Ханданьский сон"
KW - Литература рубежа XX-XXI вв.
KW - LITERATURE OF THE TURN OF THE 20TH-21ST CENTURIES
KW - HYPERMOTIF "THE DREAM IN HANDAN"
KW - REMAKE
KW - PLOT-MOTIF COMPOSITION
KW - MIRRORING
KW - BORIS AKUNIN
UR - https://www.mendeley.com/catalogue/33b1ec8c-24ae-38eb-aef4-048833b0c661/
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48505914
U2 - 10.54770/20729316-2022-1-239
DO - 10.54770/20729316-2022-1-239
M3 - статья
VL - 60
SP - 239
EP - 251
JO - The New Philological Bulletin
JF - The New Philological Bulletin
SN - 2072-9316
IS - 1
ER -
ID: 68359833