Standard

Феномен "иноземчества", ясак и дарообмен: народы Поволжья, Урала и Сибири в России конца XVI - начала XVIII веков. / Konev, A. Yu.

In: Zolotoordynskoe Obozrenie, Vol. 7, No. 4, 10, 2019, p. 760-783.

Research output: Contribution to journalReview articlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{f1331562e7724a8dbc21cd9617d20b91,
title = "Феномен {"}иноземчества{"}, ясак и дарообмен: народы Поволжья, Урала и Сибири в России конца XVI - начала XVIII веков",
abstract = "Цель: обсуждение дискуссионных вопросов, касающихся: специфики подданства нерусских народов, входивших в сферу влияния бывших Казанского и Сибирского ханств и включавшихся с XVI в. в систему Московского царства; терминологии описания и классификации этого населения; особенностей положения туземных жителей, отнесенных к категории «ясачных»; роли дарообмена в процессе их интеграции в российскую государственную структуру. Материалы исследования : статья базируется на изучении трудов предшественников по соответствующей тематике, а также письменных исторических источников, опубликованных и выявленных в фондах российских архивов. Результаты и научная новизна: «иноземчество», как инаковость людей и сообществ в пределах российского политического пространства, их переходное состояние к полноценному подданству выражались в указанный период разными социо-политонимами. Основным был термин «иноземцы», использование которого рассматривается в качестве индикатора изменений в положении различных групп нерусского населения. Если применительно к автохтонам Поволжья и Приуралья производная от слова «иноземцы» лексика в официальном делопроизводстве в течение XVII в. сходит на нет, то в отношении народов, расселившихся от Урала до Тихого океана, она наоборот закрепляется. Это можно объяснить следующими причинами: темпами и степенью интеграции в систему Российского государства; удаленностью присваиваемых земель; продолжавшимся сопротивлением Кучумовичей, вовлекавшем в свою орбиту бывших подданных сибирского хана из числа местных тюрков и угров; периодическими «шатостями и изменами» сибирских ясачных людей; приверженностью их языческим культам и исламу при крайне незначительном числе новокрещенных. Одна из особенностей процесса подчинения туземцев Урала и Сибири - существенная роль в нем реципрокных взаимодействий. Региональный вариант модели управления через отношения взаимного обмена между властью и поданными нашел отражение в формуле жалованного слова, содержавшейся в наказах сибирским воеводам конца XVI-XVII вв. Дарообмен в виде сдачи туземцами «поминочной рухляди» и ответных подарков и угощения был действенным средством обеспечения ясачного сбора. В отличие от Поволжья ясак здесь до начала XVIII в. так и не превратился в налог с земли, сохраняя черты дани за право проживать на ней. Особенности положения различных групп ясачного населения и то, что предпосылки для выстраивания юридической связи с государством на основе принадлежности к определенной социальной страте находились ещё в стадии формирования, не позволяют рассматривать разнородную массу «ясачных людей» в России XVII в. как сословие.",
keywords = "Allegiance, Estate, Foreigners, Reciprocal relations, Tribute, Word of grand, Yasak people",
author = "Konev, {A. Yu}",
note = "Конев А.Ю. Феномен {"}иноземчества{"}, ясак и дарообмен: народы Поволжья, Урала и Сибири в России конца XVI - начала XVIII веков // Золотоордынское обозрение. – 2019. – Т. 7. – № 4. – С. 760-783.",
year = "2019",
doi = "10.22378/2313-6197.2019-7-4.760-783",
language = "русский",
volume = "7",
pages = "760--783",
journal = "Zolotoordynskoe Obozrenie",
issn = "2308-152X",
publisher = "Shigabutdin Marjani Institute of History of Academy of Sciences",
number = "4",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Феномен "иноземчества", ясак и дарообмен: народы Поволжья, Урала и Сибири в России конца XVI - начала XVIII веков

AU - Konev, A. Yu

N1 - Конев А.Ю. Феномен "иноземчества", ясак и дарообмен: народы Поволжья, Урала и Сибири в России конца XVI - начала XVIII веков // Золотоордынское обозрение. – 2019. – Т. 7. – № 4. – С. 760-783.

PY - 2019

Y1 - 2019

N2 - Цель: обсуждение дискуссионных вопросов, касающихся: специфики подданства нерусских народов, входивших в сферу влияния бывших Казанского и Сибирского ханств и включавшихся с XVI в. в систему Московского царства; терминологии описания и классификации этого населения; особенностей положения туземных жителей, отнесенных к категории «ясачных»; роли дарообмена в процессе их интеграции в российскую государственную структуру. Материалы исследования : статья базируется на изучении трудов предшественников по соответствующей тематике, а также письменных исторических источников, опубликованных и выявленных в фондах российских архивов. Результаты и научная новизна: «иноземчество», как инаковость людей и сообществ в пределах российского политического пространства, их переходное состояние к полноценному подданству выражались в указанный период разными социо-политонимами. Основным был термин «иноземцы», использование которого рассматривается в качестве индикатора изменений в положении различных групп нерусского населения. Если применительно к автохтонам Поволжья и Приуралья производная от слова «иноземцы» лексика в официальном делопроизводстве в течение XVII в. сходит на нет, то в отношении народов, расселившихся от Урала до Тихого океана, она наоборот закрепляется. Это можно объяснить следующими причинами: темпами и степенью интеграции в систему Российского государства; удаленностью присваиваемых земель; продолжавшимся сопротивлением Кучумовичей, вовлекавшем в свою орбиту бывших подданных сибирского хана из числа местных тюрков и угров; периодическими «шатостями и изменами» сибирских ясачных людей; приверженностью их языческим культам и исламу при крайне незначительном числе новокрещенных. Одна из особенностей процесса подчинения туземцев Урала и Сибири - существенная роль в нем реципрокных взаимодействий. Региональный вариант модели управления через отношения взаимного обмена между властью и поданными нашел отражение в формуле жалованного слова, содержавшейся в наказах сибирским воеводам конца XVI-XVII вв. Дарообмен в виде сдачи туземцами «поминочной рухляди» и ответных подарков и угощения был действенным средством обеспечения ясачного сбора. В отличие от Поволжья ясак здесь до начала XVIII в. так и не превратился в налог с земли, сохраняя черты дани за право проживать на ней. Особенности положения различных групп ясачного населения и то, что предпосылки для выстраивания юридической связи с государством на основе принадлежности к определенной социальной страте находились ещё в стадии формирования, не позволяют рассматривать разнородную массу «ясачных людей» в России XVII в. как сословие.

AB - Цель: обсуждение дискуссионных вопросов, касающихся: специфики подданства нерусских народов, входивших в сферу влияния бывших Казанского и Сибирского ханств и включавшихся с XVI в. в систему Московского царства; терминологии описания и классификации этого населения; особенностей положения туземных жителей, отнесенных к категории «ясачных»; роли дарообмена в процессе их интеграции в российскую государственную структуру. Материалы исследования : статья базируется на изучении трудов предшественников по соответствующей тематике, а также письменных исторических источников, опубликованных и выявленных в фондах российских архивов. Результаты и научная новизна: «иноземчество», как инаковость людей и сообществ в пределах российского политического пространства, их переходное состояние к полноценному подданству выражались в указанный период разными социо-политонимами. Основным был термин «иноземцы», использование которого рассматривается в качестве индикатора изменений в положении различных групп нерусского населения. Если применительно к автохтонам Поволжья и Приуралья производная от слова «иноземцы» лексика в официальном делопроизводстве в течение XVII в. сходит на нет, то в отношении народов, расселившихся от Урала до Тихого океана, она наоборот закрепляется. Это можно объяснить следующими причинами: темпами и степенью интеграции в систему Российского государства; удаленностью присваиваемых земель; продолжавшимся сопротивлением Кучумовичей, вовлекавшем в свою орбиту бывших подданных сибирского хана из числа местных тюрков и угров; периодическими «шатостями и изменами» сибирских ясачных людей; приверженностью их языческим культам и исламу при крайне незначительном числе новокрещенных. Одна из особенностей процесса подчинения туземцев Урала и Сибири - существенная роль в нем реципрокных взаимодействий. Региональный вариант модели управления через отношения взаимного обмена между властью и поданными нашел отражение в формуле жалованного слова, содержавшейся в наказах сибирским воеводам конца XVI-XVII вв. Дарообмен в виде сдачи туземцами «поминочной рухляди» и ответных подарков и угощения был действенным средством обеспечения ясачного сбора. В отличие от Поволжья ясак здесь до начала XVIII в. так и не превратился в налог с земли, сохраняя черты дани за право проживать на ней. Особенности положения различных групп ясачного населения и то, что предпосылки для выстраивания юридической связи с государством на основе принадлежности к определенной социальной страте находились ещё в стадии формирования, не позволяют рассматривать разнородную массу «ясачных людей» в России XVII в. как сословие.

KW - Allegiance

KW - Estate

KW - Foreigners

KW - Reciprocal relations

KW - Tribute

KW - Word of grand

KW - Yasak people

UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85083566507&partnerID=8YFLogxK

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=41579251

U2 - 10.22378/2313-6197.2019-7-4.760-783

DO - 10.22378/2313-6197.2019-7-4.760-783

M3 - обзорная статья

AN - SCOPUS:85083566507

VL - 7

SP - 760

EP - 783

JO - Zolotoordynskoe Obozrenie

JF - Zolotoordynskoe Obozrenie

SN - 2308-152X

IS - 4

M1 - 10

ER -

ID: 35677159