Research output: Contribution to journal › Conference article › peer-review
"Таштыкские" гравировки фигур в длиннополых одеждах, средневековая китайская картина "Кочевники" и контакты монголов с кыргызами. / Varenov, A. V.
In: Povolzhskaya Arkheologiya, Vol. 1, No. 51, 2025, p. 112-119.Research output: Contribution to journal › Conference article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - "Таштыкские" гравировки фигур в длиннополых одеждах, средневековая китайская картина "Кочевники" и контакты монголов с кыргызами
AU - Varenov, A. V.
N1 - Варенов А. В. "Таштыкские" гравировки фигур в длиннополых одеждах, средневековая китайская картина "Кочевники" и контакты монголов с кыргызами / А. В. Варенов // Povolzhskaya Arkheologiya. - 2025. - №1 (51). - C.112-119. - DOI: 10.24852/pa2025.1.51.112.119
PY - 2025
Y1 - 2025
N2 - В этой статье перечислены основные идеи, связанные с интерпретацией фигур в длиннополых одеждах (так называемых «сапожков»), выгравированных на Ошкольской писанице и других близлежащих памятниках наскального искусства северной Хакасии. Рассмотрены аргументы С.В. Панковой в пользу их трактовки как манихейских или несторианских жрецов и таштыкского возраста этих изображений. Предпринята попытка найти для рассматриваемых фигур альтернативную интерпретацию и датировку. В качестве иконографически близкой аналогии предложена китайская картина XIII в. «Кочевники», на которой показаны женщины в бокках – головных уборах монгольской знати. Сделан вывод, что на китайском средневековом свитке «Кочевники» изображена свадебная процессия, а наскальные гравировки «сапожков» в Хакасии отражали матримониальные контакты вождей енисейских кыргызов с монгольской знатью.
AB - В этой статье перечислены основные идеи, связанные с интерпретацией фигур в длиннополых одеждах (так называемых «сапожков»), выгравированных на Ошкольской писанице и других близлежащих памятниках наскального искусства северной Хакасии. Рассмотрены аргументы С.В. Панковой в пользу их трактовки как манихейских или несторианских жрецов и таштыкского возраста этих изображений. Предпринята попытка найти для рассматриваемых фигур альтернативную интерпретацию и датировку. В качестве иконографически близкой аналогии предложена китайская картина XIII в. «Кочевники», на которой показаны женщины в бокках – головных уборах монгольской знати. Сделан вывод, что на китайском средневековом свитке «Кочевники» изображена свадебная процессия, а наскальные гравировки «сапожков» в Хакасии отражали матримониальные контакты вождей енисейских кыргызов с монгольской знатью.
KW - Chinese painting “Nomads”
KW - Mongol-Jin relationship
KW - Northern Khakassia
KW - Oshkol petroglyphs
KW - figures in long robes
KW - matrimonial contacts
UR - https://www.mendeley.com/catalogue/61c38e1c-c4c2-3fc6-a2ef-51929deb5164/
UR - https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-105001547460&origin=inward&txGid=e66ac1fa1adeda2107100d82e72b4b7c
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=80438349
U2 - 10.24852/pa2025.1.51.112.119
DO - 10.24852/pa2025.1.51.112.119
M3 - статья по материалам конференции
VL - 1
SP - 112
EP - 119
JO - Поволжская археология
JF - Поволжская археология
SN - 2306-4099
IS - 51
ER -
ID: 65168158