Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Жить бором или жить в бору: практики собирательства и присвоение пространства (кейс Караканского бора). / Лаврусевич, Полина Евгеньевна.
In: Journal of economic sociology-Ekonomicheskaya sotsiologiya, Vol. 24, No. 3, 4, 2023, p. 73-94.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Жить бором или жить в бору: практики собирательства и присвоение пространства (кейс Караканского бора).
AU - Лаврусевич, Полина Евгеньевна
N1 - Лаврусевич П.Е. Жить бором или жить в бору: практики собирательства и присвоение пространства (кейс Караканского бора) // Экономическая социология. – 2023. – Т. 24/ - № 3. – С. 73-94. Проект реализовался при подlержке фонда Хамовники. Руководитель проекта - И.А. Скалабан, участники - П.Е. Лаврусевич, Т.Д. Алексеев, Е.А. Грач, А.В. Дубынин. URL: https://khamovniky.ru/neformalnye-praktiki-prirodopolzovaniya-karakanskogo-bora-mezhdu-socialnym-prisvoeniem-i-socialnoj-kooperaciej/
PY - 2023
Y1 - 2023
N2 - В фокусе данного исследования находятся практики собирательства общедоступных дикоросов, реализуемые разными группами агентов природопользования на территории Караканского бора, крупного лесного массива, расположенного в границах Новосибирской области и Алтайского края. Практики социальных агентов, в разной степени укоренённых в бору (местные жители, дачники и горожане-туристы), позволяют проследить механизм решения проблемы общего доступа к ресурсам бора, то есть, другими словами, представляют собой кейс для наблюдения трагедии общин. Информационную базу составили материалы невключённого наблюдения и полуформализованных интервью с резидентами бора, собранные в ходе социологических экспедиций июля — сентября 2021 г., июля 2022 г. Смыслообразующей категорией, которая формирует ценностную основу присваивающих практик, является категория «жить бором». Семантически включая в себя экономическую и экологическую компоненты, она демонстрирует неотделимость присвоения ресурсов от рефлексии относительно их состояния, уводит от хищнической установки «после нас хоть потоп». Говорить о непосредственной жизни бором для основной массы жителей боровых поселений сегодня не приходится, потребление дикорастущих грибов и ягод не играет значимой роли в жизнеобеспечении. Однако символически доступность даров леса все же необходима для его резидентов, критически важно восприятие ресурсов бора как общих. Зафиксирована профессионализация собирательства, выделяется узкая группа собирателей — сельских жителей, которые продают дары леса практически на месте их сбора горожанам, прибывающим в бор с рекреационными целями.В процессе освоения пространства бора, реализации практик собирательства формируются транзитивные отношения собственности, которые выражаются в наличии у собирателей «своих мест» в бору. Свои места как освоенное и присвоенное пространство бора локализованы между частной и общей собственностью, их можно охарактеризовать как индивидуализированный общий ресурс. Представляя собой совокупность норм и правил природопользования, функционально они служат поддержанию социального и экологического равновесия в бору, то есть обеспечивают бесконфликтный одновременный доступ к общему ресурсу и его воспроизводимость через сдерживание чрезмерного личного потребления.
AB - В фокусе данного исследования находятся практики собирательства общедоступных дикоросов, реализуемые разными группами агентов природопользования на территории Караканского бора, крупного лесного массива, расположенного в границах Новосибирской области и Алтайского края. Практики социальных агентов, в разной степени укоренённых в бору (местные жители, дачники и горожане-туристы), позволяют проследить механизм решения проблемы общего доступа к ресурсам бора, то есть, другими словами, представляют собой кейс для наблюдения трагедии общин. Информационную базу составили материалы невключённого наблюдения и полуформализованных интервью с резидентами бора, собранные в ходе социологических экспедиций июля — сентября 2021 г., июля 2022 г. Смыслообразующей категорией, которая формирует ценностную основу присваивающих практик, является категория «жить бором». Семантически включая в себя экономическую и экологическую компоненты, она демонстрирует неотделимость присвоения ресурсов от рефлексии относительно их состояния, уводит от хищнической установки «после нас хоть потоп». Говорить о непосредственной жизни бором для основной массы жителей боровых поселений сегодня не приходится, потребление дикорастущих грибов и ягод не играет значимой роли в жизнеобеспечении. Однако символически доступность даров леса все же необходима для его резидентов, критически важно восприятие ресурсов бора как общих. Зафиксирована профессионализация собирательства, выделяется узкая группа собирателей — сельских жителей, которые продают дары леса практически на месте их сбора горожанам, прибывающим в бор с рекреационными целями.В процессе освоения пространства бора, реализации практик собирательства формируются транзитивные отношения собственности, которые выражаются в наличии у собирателей «своих мест» в бору. Свои места как освоенное и присвоенное пространство бора локализованы между частной и общей собственностью, их можно охарактеризовать как индивидуализированный общий ресурс. Представляя собой совокупность норм и правил природопользования, функционально они служат поддержанию социального и экологического равновесия в бору, то есть обеспечивают бесконфликтный одновременный доступ к общему ресурсу и его воспроизводимость через сдерживание чрезмерного личного потребления.
KW - НЕФОРМАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
KW - РЕСУРСЫ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
KW - ПРАКТИКИ СОБИРАТЕЛЬСТВА
KW - ПРИСВОЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА
KW - ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ
KW - КАРАКАНСКИЙ БОР
KW - "СВОИ МЕСТА"
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53990885
U2 - 10.17323/1726-3247-2023-3-73-94
DO - 10.17323/1726-3247-2023-3-73-94
M3 - статья
VL - 24
SP - 73
EP - 94
JO - Экономическая социология
JF - Экономическая социология
SN - 1726-3247
IS - 3
M1 - 4
ER -
ID: 55615390