Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Всадники в трехрогих головных уборах на петроглифах Китая и их сибирские и центральноазиатские соответствия. / Varenov, A. V.
In: Vestnik Novosibirskogo Gosudarstvennogo Universiteta, Seriya: Istoriya, Filologiya, Vol. 19, No. 10: Востоковедение, 3, 10.2020, p. 35-49.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Всадники в трехрогих головных уборах на петроглифах Китая и их сибирские и центральноазиатские соответствия
AU - Varenov, A. V.
N1 - Варенов А.В. Всадники в трехрогих головных уборах на петроглифах Китая и их сибирские и центральноазиатские соответствия // Вестник НГУ. Серия: История, филология. - 2020. - Т. 19. - № 10: Востоковедение. - С. 35–49
PY - 2020/10
Y1 - 2020/10
N2 - На писанице Уцзячуань в уезде Цзинъюань пров. Ганьсу (КНР) шесть всадников и один стоящий человек показаны в головных уборах, напоминающих корону с тремя зубцами. Стоящую фигуру из Уцзячуань можно воспринимать и как сидящую, если ее очень длинные опущенные вниз «руки» считать контуром широкополого одеяния. Такая трактовка находит соответствие в древнетюркских изображениях Горного Алтая и иных районов. На валуне из могильника Кудыргэ выгравирована сидящая женщина в трехрогом головном уборе с ребенком, перед которой склонились три гораздо меньших по размеру спешившихся всадника. Гравированные изображения женщин в трехрогих головных уборах также встречены на скалах и на костяных предметах в Киргизии, Казахстане и в Хакасии. П. П. Азбелев кудыргинскую «сцену коленопреклонения» интерпретирует как отражение христианского (несторианского) сюжета о поклонении волхвов. Всадники в рогатых головных уборах на писанице из Уцзячуань, сгруппированные по трое, спешат на поклонение к находящемуся слева от них персонажу в трехрогом головном уборе. Этот персонаж, как и на кудыргинском валуне, по росту превосходит и всадников, и даже их коней.
AB - На писанице Уцзячуань в уезде Цзинъюань пров. Ганьсу (КНР) шесть всадников и один стоящий человек показаны в головных уборах, напоминающих корону с тремя зубцами. Стоящую фигуру из Уцзячуань можно воспринимать и как сидящую, если ее очень длинные опущенные вниз «руки» считать контуром широкополого одеяния. Такая трактовка находит соответствие в древнетюркских изображениях Горного Алтая и иных районов. На валуне из могильника Кудыргэ выгравирована сидящая женщина в трехрогом головном уборе с ребенком, перед которой склонились три гораздо меньших по размеру спешившихся всадника. Гравированные изображения женщин в трехрогих головных уборах также встречены на скалах и на костяных предметах в Киргизии, Казахстане и в Хакасии. П. П. Азбелев кудыргинскую «сцену коленопреклонения» интерпретирует как отражение христианского (несторианского) сюжета о поклонении волхвов. Всадники в рогатых головных уборах на писанице из Уцзячуань, сгруппированные по трое, спешат на поклонение к находящемуся слева от них персонажу в трехрогом головном уборе. Этот персонаж, как и на кудыргинском валуне, по росту превосходит и всадников, и даже их коней.
KW - 'The knee bending scene' from Kudyrge
KW - Ancient Turkic period
KW - North-Western China
KW - Personages in three-horned headdresses
KW - Petroglyphs
KW - Wujiachuan rock-art site
UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85105421674&partnerID=8YFLogxK
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=44348887
U2 - 10.25205/1818-7919-2020-19-10-35-49
DO - 10.25205/1818-7919-2020-19-10-35-49
M3 - статья
AN - SCOPUS:85105421674
VL - 19
SP - 35
EP - 49
JO - Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология
JF - Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология
SN - 1818-7919
IS - 10: Востоковедение
M1 - 3
ER -
ID: 34097772