Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Межкогортные изменения психического здоровья детей за два десятилетия по данным родительских опросников. / Slobodskaya, H. R.; Kornienko, O. S.; Leto, I. V. et al.
In: Psikhiatriya, Vol. 21, No. 6, 1, 2023, p. 6-16.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Межкогортные изменения психического здоровья детей за два десятилетия по данным родительских опросников
AU - Slobodskaya, H. R.
AU - Kornienko, O. S.
AU - Leto, I. V.
AU - Ryabichenko, T. I.
AU - Varshal, A. V.
AU - Petrenko, E. N.
AU - Kozlova, E. A.
AU - Grishkevich, M. E.
AU - Loginova, S. V.
N1 - Слободская Е.Р., Корниенко О.С., Лето И.В., Рябиченко Т.И., Варшал А.В., Петренко Е.Н., Козлова Е.А., Гришкевич М.Е., Логинова С.В. Межкогортные изменения психического здоровья детей за два десятилетия по данным родительских опросников // Психиатрия. – 2023. – Т. 21. - № 6. – С. 6-16. Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда, проект 21-15-00033.
PY - 2023
Y1 - 2023
N2 - Обоснование: исследование временных трендов психического здоровья детей необходимо для уточнения эффектов пандемии COVID-19 и прогнозирования дальнейшего развития, однако сведения, полученные в разных странах, могут обладать определенной спецификой.Цель: сравнить уровень психического здоровья российских детей в трех сопоставимых когортах, исследованных идентичными методами до и во время пандемии COVID-19 с учетом возраста, пола и социально-демографических характеристик семьи. Участники исследования и методы: родители детей 2-14 лет из трех когорт заполняли опросник «Сильные стороны и трудности» (SDQ), предназначенный для количественной оценки проблем психического здоровья и просоциального поведения детей и подростков. Исследование проводили в большом сибирском городе в 2001-2004 гг. (n = 1436; 52% мальчиков), 2014-2017 гг. (n = 1508; 49% мальчиков) и в 2020-2021 гг. (n = 1276; 52% мальчиков). Сравнение трех когорт проводили с помощью линейного регрессионного анализа с учетом пола, возраста, состава семьи, образования и профессионального статуса родителей.Результаты: с 2001 по 2021 г. уровень психиатрических проблем снижался, их влияние на каждодневную жизнь детей становилось меньше, а выраженность просоциального поведения нарастала. В период пандемии COVID-19 по сравнению с предыдущим периодом наблюдалось нарастание эмоциональных симптомов и проблем с поведением наряду со снижением уровня просоциального поведения. Временное изменения психического здоровья детей были сходными у детей разного пола и возраста, в семьях разного типа и не зависели от уровня образования и профессионального статуса родителей.Заключение: на протяжении 20 лет отмечены позитивные тренды в оценке психического здоровья детей родителями, однако психосоциальный стресс в период пандемии сопровождался негативными изменениями. Для выяснения возможных причин секулярных трендов психического здоровья российских детей и различных путей развития необходимы дальнейшие исследования.
AB - Обоснование: исследование временных трендов психического здоровья детей необходимо для уточнения эффектов пандемии COVID-19 и прогнозирования дальнейшего развития, однако сведения, полученные в разных странах, могут обладать определенной спецификой.Цель: сравнить уровень психического здоровья российских детей в трех сопоставимых когортах, исследованных идентичными методами до и во время пандемии COVID-19 с учетом возраста, пола и социально-демографических характеристик семьи. Участники исследования и методы: родители детей 2-14 лет из трех когорт заполняли опросник «Сильные стороны и трудности» (SDQ), предназначенный для количественной оценки проблем психического здоровья и просоциального поведения детей и подростков. Исследование проводили в большом сибирском городе в 2001-2004 гг. (n = 1436; 52% мальчиков), 2014-2017 гг. (n = 1508; 49% мальчиков) и в 2020-2021 гг. (n = 1276; 52% мальчиков). Сравнение трех когорт проводили с помощью линейного регрессионного анализа с учетом пола, возраста, состава семьи, образования и профессионального статуса родителей.Результаты: с 2001 по 2021 г. уровень психиатрических проблем снижался, их влияние на каждодневную жизнь детей становилось меньше, а выраженность просоциального поведения нарастала. В период пандемии COVID-19 по сравнению с предыдущим периодом наблюдалось нарастание эмоциональных симптомов и проблем с поведением наряду со снижением уровня просоциального поведения. Временное изменения психического здоровья детей были сходными у детей разного пола и возраста, в семьях разного типа и не зависели от уровня образования и профессионального статуса родителей.Заключение: на протяжении 20 лет отмечены позитивные тренды в оценке психического здоровья детей родителями, однако психосоциальный стресс в период пандемии сопровождался негативными изменениями. Для выяснения возможных причин секулярных трендов психического здоровья российских детей и различных путей развития необходимы дальнейшие исследования.
UR - https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85186238610&origin=inward&txGid=c00112daa3fa2da40d78699ca3d436f9
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=57597600
UR - https://www.mendeley.com/catalogue/b31c6f2d-ccdd-3c42-b5d3-70144d06ca5c/
U2 - 10.30629/2618-6667-2023-21-6-6-16
DO - 10.30629/2618-6667-2023-21-6-6-16
M3 - статья
VL - 21
SP - 6
EP - 16
JO - Психиатрия
JF - Психиатрия
SN - 1683-8319
IS - 6
M1 - 1
ER -
ID: 59749583