Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Нормативные представления психологов о психологии в контексте постнеклассической научной рациональности. / Фёдоров, Александр Александрович.
In: Voprosy Psikhologii, No. 6, 1, 2020, p. 3-18.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Нормативные представления психологов о психологии в контексте постнеклассической научной рациональности
AU - Фёдоров, Александр Александрович
N1 - Фёдоров А.А. Нормативные представления психологов о психологии в контексте постнеклассической научной рациональности // Вопросы психологии. - 2020. - № 6. - С. 3-18.
PY - 2020
Y1 - 2020
N2 - В статье изложены результаты исследования, в котором изучались нормативные представления российских психологов о психологической науке в контексте постнеклассической научной рациональности. Всего в исследовании приняли участие 404 психолога из всех федеральных округов России. Они отвечали на опросник, состоящий из 20 пунктов, в отношении которых нужно было выразить степень своего согласия/несогласия по 7-балльной шкале Ликерта. Полученные результаты рассматривались в их связи с возрастом, полом и ученой степенью респондентов, а также психологической школой и типом рациональности, к которым они сами себя относят. На основе полученных данных была построена формативная модель нормативных представлений о психологии, в которой в качестве конструкта второго порядка выступает общий фактор «нормативной постнеклассичности», положительно связанный с эпистемическим релятивизмом и отрицательно - с эпистемическим реализмом. Также нормативная постнеклассичность оказалась положительно связана с моральным релятивизмом. Полученные результаты не позволяют говорить о том, что в российском академическом психологическом сообществе психология рассматривается как наука, которая должна быть постнеклассической дисциплиной. Выделены два нормативных представления, свойственные большинству психологов, согласно которым психология должна, во-первых, развивать полипарадигмальные подходы и, во-вторых, стремиться к строгости терминов. Установлено, что у мужчин уровень нормативной постнеклассичности несколько ниже, чем у женщин. Респонденты, относящие себя к классической научной рациональности, в большей степени, чем остальные, согласны с тем, что психология должна ориентироваться на естествознание, а респонденты, относящие себя к постнеклассической научной рациональности, - с тем, что психологии следует развивать полипарадигмальные подходы и методологическую толерантность. Определено, что нормативные представления о психологии связаны с возрастом и ученой степенью респондента, в частности, чем старше психолог, тем в меньшей степени он полагает, что психология должна развивать идеи о конструировании реальности или ориентироваться на естествознание. Наконец, установлено, что уровень нормативной постнеклассичности также связан с психологической школой, к которой относит себя респондент, при этом наивысший уровень этого показателя характерен для представителей психоанализа.
AB - В статье изложены результаты исследования, в котором изучались нормативные представления российских психологов о психологической науке в контексте постнеклассической научной рациональности. Всего в исследовании приняли участие 404 психолога из всех федеральных округов России. Они отвечали на опросник, состоящий из 20 пунктов, в отношении которых нужно было выразить степень своего согласия/несогласия по 7-балльной шкале Ликерта. Полученные результаты рассматривались в их связи с возрастом, полом и ученой степенью респондентов, а также психологической школой и типом рациональности, к которым они сами себя относят. На основе полученных данных была построена формативная модель нормативных представлений о психологии, в которой в качестве конструкта второго порядка выступает общий фактор «нормативной постнеклассичности», положительно связанный с эпистемическим релятивизмом и отрицательно - с эпистемическим реализмом. Также нормативная постнеклассичность оказалась положительно связана с моральным релятивизмом. Полученные результаты не позволяют говорить о том, что в российском академическом психологическом сообществе психология рассматривается как наука, которая должна быть постнеклассической дисциплиной. Выделены два нормативных представления, свойственные большинству психологов, согласно которым психология должна, во-первых, развивать полипарадигмальные подходы и, во-вторых, стремиться к строгости терминов. Установлено, что у мужчин уровень нормативной постнеклассичности несколько ниже, чем у женщин. Респонденты, относящие себя к классической научной рациональности, в большей степени, чем остальные, согласны с тем, что психология должна ориентироваться на естествознание, а респонденты, относящие себя к постнеклассической научной рациональности, - с тем, что психологии следует развивать полипарадигмальные подходы и методологическую толерантность. Определено, что нормативные представления о психологии связаны с возрастом и ученой степенью респондента, в частности, чем старше психолог, тем в меньшей степени он полагает, что психология должна развивать идеи о конструировании реальности или ориентироваться на естествознание. Наконец, установлено, что уровень нормативной постнеклассичности также связан с психологической школой, к которой относит себя респондент, при этом наивысший уровень этого показателя характерен для представителей психоанализа.
KW - normative beliefs
KW - post-nonclassical scientific rationality
KW - relativism
KW - realism
KW - formative model
KW - paradigm
KW - Post-nonclassical scientific rationality
KW - Paradigm
KW - Realism
KW - Relativism
KW - Normative beliefs
KW - Formative model
UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85107805411&partnerID=8YFLogxK
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46530240
M3 - статья
SP - 3
EP - 18
JO - Voprosy Psikhologii
JF - Voprosy Psikhologii
SN - 0042-8841
IS - 6
M1 - 1
ER -
ID: 28709767