Standard

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{b186bfd55d2f4c418bb29578753b739f,
title = "Нормативные представления психологов о психологии в контексте постнеклассической научной рациональности",
abstract = "В статье изложены результаты исследования, в котором изучались нормативные представления российских психологов о психологической науке в контексте постнеклассической научной рациональности. Всего в исследовании приняли участие 404 психолога из всех федеральных округов России. Они отвечали на опросник, состоящий из 20 пунктов, в отношении которых нужно было выразить степень своего согласия/несогласия по 7-балльной шкале Ликерта. Полученные результаты рассматривались в их связи с возрастом, полом и ученой степенью респондентов, а также психологической школой и типом рациональности, к которым они сами себя относят. На основе полученных данных была построена формативная модель нормативных представлений о психологии, в которой в качестве конструкта второго порядка выступает общий фактор «нормативной постнеклассичности», положительно связанный с эпистемическим релятивизмом и отрицательно - с эпистемическим реализмом. Также нормативная постнеклассичность оказалась положительно связана с моральным релятивизмом. Полученные результаты не позволяют говорить о том, что в российском академическом психологическом сообществе психология рассматривается как наука, которая должна быть постнеклассической дисциплиной. Выделены два нормативных представления, свойственные большинству психологов, согласно которым психология должна, во-первых, развивать полипарадигмальные подходы и, во-вторых, стремиться к строгости терминов. Установлено, что у мужчин уровень нормативной постнеклассичности несколько ниже, чем у женщин. Респонденты, относящие себя к классической научной рациональности, в большей степени, чем остальные, согласны с тем, что психология должна ориентироваться на естествознание, а респонденты, относящие себя к постнеклассической научной рациональности, - с тем, что психологии следует развивать полипарадигмальные подходы и методологическую толерантность. Определено, что нормативные представления о психологии связаны с возрастом и ученой степенью респондента, в частности, чем старше психолог, тем в меньшей степени он полагает, что психология должна развивать идеи о конструировании реальности или ориентироваться на естествознание. Наконец, установлено, что уровень нормативной постнеклассичности также связан с психологической школой, к которой относит себя респондент, при этом наивысший уровень этого показателя характерен для представителей психоанализа.",
keywords = "normative beliefs, post-nonclassical scientific rationality, relativism, realism, formative model, paradigm, Post-nonclassical scientific rationality, Paradigm, Realism, Relativism, Normative beliefs, Formative model",
author = "Фёдоров, {Александр Александрович}",
note = "Фёдоров А.А. Нормативные представления психологов о психологии в контексте постнеклассической научной рациональности // Вопросы психологии. - 2020. - № 6. - С. 3-18.",
year = "2020",
language = "русский",
pages = "3--18",
journal = "Voprosy Psikhologii",
issn = "0042-8841",
publisher = "Akademiia pedagogicheskikh nauk RSFSR",
number = "6",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Нормативные представления психологов о психологии в контексте постнеклассической научной рациональности

AU - Фёдоров, Александр Александрович

N1 - Фёдоров А.А. Нормативные представления психологов о психологии в контексте постнеклассической научной рациональности // Вопросы психологии. - 2020. - № 6. - С. 3-18.

PY - 2020

Y1 - 2020

N2 - В статье изложены результаты исследования, в котором изучались нормативные представления российских психологов о психологической науке в контексте постнеклассической научной рациональности. Всего в исследовании приняли участие 404 психолога из всех федеральных округов России. Они отвечали на опросник, состоящий из 20 пунктов, в отношении которых нужно было выразить степень своего согласия/несогласия по 7-балльной шкале Ликерта. Полученные результаты рассматривались в их связи с возрастом, полом и ученой степенью респондентов, а также психологической школой и типом рациональности, к которым они сами себя относят. На основе полученных данных была построена формативная модель нормативных представлений о психологии, в которой в качестве конструкта второго порядка выступает общий фактор «нормативной постнеклассичности», положительно связанный с эпистемическим релятивизмом и отрицательно - с эпистемическим реализмом. Также нормативная постнеклассичность оказалась положительно связана с моральным релятивизмом. Полученные результаты не позволяют говорить о том, что в российском академическом психологическом сообществе психология рассматривается как наука, которая должна быть постнеклассической дисциплиной. Выделены два нормативных представления, свойственные большинству психологов, согласно которым психология должна, во-первых, развивать полипарадигмальные подходы и, во-вторых, стремиться к строгости терминов. Установлено, что у мужчин уровень нормативной постнеклассичности несколько ниже, чем у женщин. Респонденты, относящие себя к классической научной рациональности, в большей степени, чем остальные, согласны с тем, что психология должна ориентироваться на естествознание, а респонденты, относящие себя к постнеклассической научной рациональности, - с тем, что психологии следует развивать полипарадигмальные подходы и методологическую толерантность. Определено, что нормативные представления о психологии связаны с возрастом и ученой степенью респондента, в частности, чем старше психолог, тем в меньшей степени он полагает, что психология должна развивать идеи о конструировании реальности или ориентироваться на естествознание. Наконец, установлено, что уровень нормативной постнеклассичности также связан с психологической школой, к которой относит себя респондент, при этом наивысший уровень этого показателя характерен для представителей психоанализа.

AB - В статье изложены результаты исследования, в котором изучались нормативные представления российских психологов о психологической науке в контексте постнеклассической научной рациональности. Всего в исследовании приняли участие 404 психолога из всех федеральных округов России. Они отвечали на опросник, состоящий из 20 пунктов, в отношении которых нужно было выразить степень своего согласия/несогласия по 7-балльной шкале Ликерта. Полученные результаты рассматривались в их связи с возрастом, полом и ученой степенью респондентов, а также психологической школой и типом рациональности, к которым они сами себя относят. На основе полученных данных была построена формативная модель нормативных представлений о психологии, в которой в качестве конструкта второго порядка выступает общий фактор «нормативной постнеклассичности», положительно связанный с эпистемическим релятивизмом и отрицательно - с эпистемическим реализмом. Также нормативная постнеклассичность оказалась положительно связана с моральным релятивизмом. Полученные результаты не позволяют говорить о том, что в российском академическом психологическом сообществе психология рассматривается как наука, которая должна быть постнеклассической дисциплиной. Выделены два нормативных представления, свойственные большинству психологов, согласно которым психология должна, во-первых, развивать полипарадигмальные подходы и, во-вторых, стремиться к строгости терминов. Установлено, что у мужчин уровень нормативной постнеклассичности несколько ниже, чем у женщин. Респонденты, относящие себя к классической научной рациональности, в большей степени, чем остальные, согласны с тем, что психология должна ориентироваться на естествознание, а респонденты, относящие себя к постнеклассической научной рациональности, - с тем, что психологии следует развивать полипарадигмальные подходы и методологическую толерантность. Определено, что нормативные представления о психологии связаны с возрастом и ученой степенью респондента, в частности, чем старше психолог, тем в меньшей степени он полагает, что психология должна развивать идеи о конструировании реальности или ориентироваться на естествознание. Наконец, установлено, что уровень нормативной постнеклассичности также связан с психологической школой, к которой относит себя респондент, при этом наивысший уровень этого показателя характерен для представителей психоанализа.

KW - normative beliefs

KW - post-nonclassical scientific rationality

KW - relativism

KW - realism

KW - formative model

KW - paradigm

KW - Post-nonclassical scientific rationality

KW - Paradigm

KW - Realism

KW - Relativism

KW - Normative beliefs

KW - Formative model

UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85107805411&partnerID=8YFLogxK

UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46530240

M3 - статья

SP - 3

EP - 18

JO - Voprosy Psikhologii

JF - Voprosy Psikhologii

SN - 0042-8841

IS - 6

M1 - 1

ER -

ID: 28709767