Standard

Экспериментальный анализ моральной конформности в ситуации пассивного социального давления. / Фёдоров, Александр Александрович.

In: Psychology, Journal of the Higher School of Economics, Vol. 21, No. 2, 3, 01.01.2024, p. 277-305.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Фёдоров АА. Экспериментальный анализ моральной конформности в ситуации пассивного социального давления. Psychology, Journal of the Higher School of Economics. 2024 Jan 1;21(2):277-305. 3. doi: 10.17323/1813-8918-2024-2-277-305, 10.17323/1813-8918-2024-2

Author

BibTeX

@article{a40f7f07e2d44463bd41fd0de3e3be53,
title = "Экспериментальный анализ моральной конформности в ситуации пассивного социального давления",
abstract = "Данная статья представляет результаты трех экспериментов, направленных на изучение моральной конформности в условиях пассивного виртуального давления в российской культурной среде. Моральная конформность рассматривается как сонаправленное социальному давлению изменение в публичном моральном поведении. В экспериментах использовались моральные дилеммы как стимульный материал, а моральное поведение оценивалось через частоту определенных ответов в этих дилеммах. Социальное давление осуществлялось путем сообщения участнику, заполняющему онлайн-форму, информации о проценте людей, отвечающих на моральные дилеммы определенным образом. Такой вид воздействия рассматривается как пассивная виртуальная форма социального давления без явного идентифицируемого источника. Результаты первых двух экспериментов показали, что пассивное виртуальное давление приводит к изменению частоты консеквенциалистских ответов, что свидетельствует о возникновении моральной конформности. При этом различий между полами в паттернах проявления моральной конформности не выявлено. В отличие от зарубежных исследований, обнаружен эффект асимметричной конформности в пользу консеквенциалистского, а не деонтологического большинства. Третий эксперимент, отличавшийся от первых двух дизайном и набором моральных дилемм, показал, что как консеквенциалистское, так и деонтологическое пассивное виртуальное социальное давление вызывают моральную конформность при использовании всех трех типов дилемм (личные, безличные и дилеммы от третьего лица). Было установлено, что женщины реагируют существенно слабее мужчин на консеквенциалистское давление в случае дилемм, сформулированных в третьем лице. Таким образом, конформная моральная реакция может зависеть от особенностей дизайна исследования, типа и содержания моральных дилемм, а также индивидуальных характеристик испытуемых.",
keywords = "МОРАЛЬНАЯ КОНФОРМНОСТЬ, КОНСЕКВЕНЦИАЛИЗМ, ДЕОНТОЛОГИЯ, МОРАЛЬНЫЕ ДИЛЕММЫ, СОЦИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ, ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО, consequentialism, deontology, moral conformity, moral dilemmas, social pressure, virtual space",
author = "Фёдоров, {Александр Александрович}",
note = "Фёдоров А.А. Экспериментальный анализ моральной конформности в ситуации пассивного социального давления // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2024. – Т. 21. - № 2. – С. 277-305. Исследование поддержано Российским научным фондом, проект № 23-28-00771, https://rscf.ru/project/23-28-00771/",
year = "2024",
month = jan,
day = "1",
doi = "10.17323/1813-8918-2024-2-277-305",
language = "русский",
volume = "21",
pages = "277--305",
journal = "Psychology, Journal of the Higher School of Economics",
issn = "1813-8918",
publisher = "National Research University Higher School of Economics",
number = "2",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Экспериментальный анализ моральной конформности в ситуации пассивного социального давления

AU - Фёдоров, Александр Александрович

N1 - Фёдоров А.А. Экспериментальный анализ моральной конформности в ситуации пассивного социального давления // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2024. – Т. 21. - № 2. – С. 277-305. Исследование поддержано Российским научным фондом, проект № 23-28-00771, https://rscf.ru/project/23-28-00771/

PY - 2024/1/1

Y1 - 2024/1/1

N2 - Данная статья представляет результаты трех экспериментов, направленных на изучение моральной конформности в условиях пассивного виртуального давления в российской культурной среде. Моральная конформность рассматривается как сонаправленное социальному давлению изменение в публичном моральном поведении. В экспериментах использовались моральные дилеммы как стимульный материал, а моральное поведение оценивалось через частоту определенных ответов в этих дилеммах. Социальное давление осуществлялось путем сообщения участнику, заполняющему онлайн-форму, информации о проценте людей, отвечающих на моральные дилеммы определенным образом. Такой вид воздействия рассматривается как пассивная виртуальная форма социального давления без явного идентифицируемого источника. Результаты первых двух экспериментов показали, что пассивное виртуальное давление приводит к изменению частоты консеквенциалистских ответов, что свидетельствует о возникновении моральной конформности. При этом различий между полами в паттернах проявления моральной конформности не выявлено. В отличие от зарубежных исследований, обнаружен эффект асимметричной конформности в пользу консеквенциалистского, а не деонтологического большинства. Третий эксперимент, отличавшийся от первых двух дизайном и набором моральных дилемм, показал, что как консеквенциалистское, так и деонтологическое пассивное виртуальное социальное давление вызывают моральную конформность при использовании всех трех типов дилемм (личные, безличные и дилеммы от третьего лица). Было установлено, что женщины реагируют существенно слабее мужчин на консеквенциалистское давление в случае дилемм, сформулированных в третьем лице. Таким образом, конформная моральная реакция может зависеть от особенностей дизайна исследования, типа и содержания моральных дилемм, а также индивидуальных характеристик испытуемых.

AB - Данная статья представляет результаты трех экспериментов, направленных на изучение моральной конформности в условиях пассивного виртуального давления в российской культурной среде. Моральная конформность рассматривается как сонаправленное социальному давлению изменение в публичном моральном поведении. В экспериментах использовались моральные дилеммы как стимульный материал, а моральное поведение оценивалось через частоту определенных ответов в этих дилеммах. Социальное давление осуществлялось путем сообщения участнику, заполняющему онлайн-форму, информации о проценте людей, отвечающих на моральные дилеммы определенным образом. Такой вид воздействия рассматривается как пассивная виртуальная форма социального давления без явного идентифицируемого источника. Результаты первых двух экспериментов показали, что пассивное виртуальное давление приводит к изменению частоты консеквенциалистских ответов, что свидетельствует о возникновении моральной конформности. При этом различий между полами в паттернах проявления моральной конформности не выявлено. В отличие от зарубежных исследований, обнаружен эффект асимметричной конформности в пользу консеквенциалистского, а не деонтологического большинства. Третий эксперимент, отличавшийся от первых двух дизайном и набором моральных дилемм, показал, что как консеквенциалистское, так и деонтологическое пассивное виртуальное социальное давление вызывают моральную конформность при использовании всех трех типов дилемм (личные, безличные и дилеммы от третьего лица). Было установлено, что женщины реагируют существенно слабее мужчин на консеквенциалистское давление в случае дилемм, сформулированных в третьем лице. Таким образом, конформная моральная реакция может зависеть от особенностей дизайна исследования, типа и содержания моральных дилемм, а также индивидуальных характеристик испытуемых.

KW - МОРАЛЬНАЯ КОНФОРМНОСТЬ

KW - КОНСЕКВЕНЦИАЛИЗМ

KW - ДЕОНТОЛОГИЯ

KW - МОРАЛЬНЫЕ ДИЛЕММЫ

KW - СОЦИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ

KW - ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

KW - consequentialism

KW - deontology

KW - moral conformity

KW - moral dilemmas

KW - social pressure

KW - virtual space

UR - https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85199785385&origin=inward&txGid=5b7b79dc840ae33ef4b823aed7ce66a2

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=67892720

UR - https://www.mendeley.com/catalogue/c4c3c18f-8ca8-358b-91d3-18dfdae04430/

U2 - 10.17323/1813-8918-2024-2-277-305

DO - 10.17323/1813-8918-2024-2-277-305

M3 - статья

VL - 21

SP - 277

EP - 305

JO - Psychology, Journal of the Higher School of Economics

JF - Psychology, Journal of the Higher School of Economics

SN - 1813-8918

IS - 2

M1 - 3

ER -

ID: 60640273