Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Индивидуальные особенности и благополучие детей: модерирующая роль семейной среды. / Loginova, S. V.; Slobodskaya, H. R.
In: Psikhologicheskii Zhurnal, Vol. 42, No. 1, 8, 2021, p. 80-91.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Индивидуальные особенности и благополучие детей: модерирующая роль семейной среды
AU - Loginova, S. V.
AU - Slobodskaya, H. R.
N1 - Логинова С.В. , Слободская Е.Р. Индивидуальные особенности и благополучие детей: модерирующая роль семейной среды // Психологический журнал. – 2021. – T. 42. – № 1. - C. 80-91 Работа выполнена за счет средств федерального бюджета на проведение фундаментальных научных исследований (тема № АААА-А16-116021010228-0, анализ данных), гранта РНФ (№ 16-18-00003, сбор данных) и гранта РФФИ (№ 19-013-00034, подготовка статьи)
PY - 2021
Y1 - 2021
N2 - Исследование посвящено изучению специфики вклада индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста в их благополучие в зависимости от семейных условий воспитания. С помощью международно признанных родительских опросников исследовано 652 ребенка в возрасте от 2 до 7 лет. Большинство выявленных взаимодействий индивидуальных особенностей детей и методов родительского воспитания соответствовало “двойному риску”: предрасполагающий эффект уступчивости детей в отношении просоциального поведения и защитный эффект сознательности в отношении экстернальных проблем при низком уровне позитивного воспитания и вовлеченности родителей были значительно больше, чем при воспитании с обилием похвалы, поддержки и участия. Защитные эффекты экстраверсии детей в отношении интернальных проблем и уступчивости в отношении влияния проблем психического здоровья на функционирование ребенка в важнейших сферах жизни при частых наказаниях были значительно больше, чем при относительно редких. Одно обнаруженное взаимодействие факторов соответствовало “дифференцированной восприимчивости”: у закрытых и мало любознательных детей при высоком уровне позитивного воспитания и вовлеченности родителей риск проблем психического здоровья был меньше, а при низком уровне позитивного воспитания - больше, чем у открытых и любознательных детей. Полученные результаты дополняют имеющиеся сведения и расширяют существующие представления о взаимодействии индивидуальных и семейных факторов развития в детском возрасте.
AB - Исследование посвящено изучению специфики вклада индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста в их благополучие в зависимости от семейных условий воспитания. С помощью международно признанных родительских опросников исследовано 652 ребенка в возрасте от 2 до 7 лет. Большинство выявленных взаимодействий индивидуальных особенностей детей и методов родительского воспитания соответствовало “двойному риску”: предрасполагающий эффект уступчивости детей в отношении просоциального поведения и защитный эффект сознательности в отношении экстернальных проблем при низком уровне позитивного воспитания и вовлеченности родителей были значительно больше, чем при воспитании с обилием похвалы, поддержки и участия. Защитные эффекты экстраверсии детей в отношении интернальных проблем и уступчивости в отношении влияния проблем психического здоровья на функционирование ребенка в важнейших сферах жизни при частых наказаниях были значительно больше, чем при относительно редких. Одно обнаруженное взаимодействие факторов соответствовало “дифференцированной восприимчивости”: у закрытых и мало любознательных детей при высоком уровне позитивного воспитания и вовлеченности родителей риск проблем психического здоровья был меньше, а при низком уровне позитивного воспитания - больше, чем у открытых и любознательных детей. Полученные результаты дополняют имеющиеся сведения и расширяют существующие представления о взаимодействии индивидуальных и семейных факторов развития в детском возрасте.
KW - Child individual differences
KW - Child well-being
KW - Family environment
KW - Person-by-envi-ronment interactions
KW - Preschool age
UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85115803955&partnerID=8YFLogxK
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=44821735
U2 - 10.31857/S020595920013335-4
DO - 10.31857/S020595920013335-4
M3 - статья
AN - SCOPUS:85115803955
VL - 42
SP - 80
EP - 91
JO - Psikhologicheskii Zhurnal
JF - Psikhologicheskii Zhurnal
SN - 0205-9592
IS - 1
M1 - 8
ER -
ID: 34337837