Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Почему обычай кладбищенских жизнеописаний возник в Древнем Египте? / Demidchik, Arkadiy.
In: Восток. Афро-азиатские общества: история и современность, No. 4, 2024, p. 16-25.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Почему обычай кладбищенских жизнеописаний возник в Древнем Египте?
AU - Demidchik, Arkadiy
N1 - Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-00155 «Культура взаимопомощи в цивилизации Древнего Египта (III - первая половина II тысячелетия до н.э.)», https://rscf.ru/ project/23-28-00155/ Демидчик, А. Е. Почему обычай кладбищенских жизнеописаний возник в Древнем Египте? / А. Е. Демидчик // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. – 2024. – № 4. – С. 16-25. – DOI 10.31696/S086919080030828-7.
PY - 2024
Y1 - 2024
N2 - Кладбищенские жизнеописания - наиболее характерный жанр древнеегипетской письменности, развивавшийся со Старого царства вплоть до утверждения христианства. Статья отвечает на вопрос почему этот жанр впервые получил распространение именно в Древнем Египте. В религиях «пред-осевого времени» заупокойный культ умершего обычно обеспечивали его родственники и лишь сравнительно недолгое время; после этого «персональная идентичность» покойника «растворялась» в поминовении потомками всего их «сообщества усопших». Кладбищенские жизнеописания были поэтому излишни: ближайшие потомки были обязаны совершать культ в общем, независимо от заслуг и достоинств покойника - просто в силу обычаев родственной солидарности. А затем, обретя некое качественно иное состояние, «душа» усопшего уже не нуждалась в персональном культе, а значит, и в сохранении памяти о его жизни. Уникальной чертой древнеегипетской религии стала вера в возможность вечного существования и контакта с живущими одной из «душ» человека - его «двойника (kA)», остававшегося «на земле» благодаря гробничной каменной архитектуре и скульптуре. Однако вечное благоденствие «двойника» было невозможно без сохранности кладбищенских памятников и непрестанного исполнения ему поминального культа, что родственники усопшего обеспечить не могли: персональный поминальный культ нецарственных особ редко длился в Египте дольше столетия. Оставалось надеяться поэтому на почтение к покойному всего считавшегося вечным древнеегипетского социума. А побудить к этому могла лишь «добрая память» о социально полезных достоинствах и свершениях усопшего, передать которую далеким потомкам могли только кладбищенские жизнеописания. Таким образом, обретенная благодаря каменным памятникам надежда на вечное пребывание «двойника» среди людей заставила египтян высказываться о взаимоотношениях не только с родственниками и сослуживцами, но со всем человечеством (в его древнеегипетском понимании), тем самым породив древнейший в мировой письменности многолюдный дискурс о нравственности и социальности
AB - Кладбищенские жизнеописания - наиболее характерный жанр древнеегипетской письменности, развивавшийся со Старого царства вплоть до утверждения христианства. Статья отвечает на вопрос почему этот жанр впервые получил распространение именно в Древнем Египте. В религиях «пред-осевого времени» заупокойный культ умершего обычно обеспечивали его родственники и лишь сравнительно недолгое время; после этого «персональная идентичность» покойника «растворялась» в поминовении потомками всего их «сообщества усопших». Кладбищенские жизнеописания были поэтому излишни: ближайшие потомки были обязаны совершать культ в общем, независимо от заслуг и достоинств покойника - просто в силу обычаев родственной солидарности. А затем, обретя некое качественно иное состояние, «душа» усопшего уже не нуждалась в персональном культе, а значит, и в сохранении памяти о его жизни. Уникальной чертой древнеегипетской религии стала вера в возможность вечного существования и контакта с живущими одной из «душ» человека - его «двойника (kA)», остававшегося «на земле» благодаря гробничной каменной архитектуре и скульптуре. Однако вечное благоденствие «двойника» было невозможно без сохранности кладбищенских памятников и непрестанного исполнения ему поминального культа, что родственники усопшего обеспечить не могли: персональный поминальный культ нецарственных особ редко длился в Египте дольше столетия. Оставалось надеяться поэтому на почтение к покойному всего считавшегося вечным древнеегипетского социума. А побудить к этому могла лишь «добрая память» о социально полезных достоинствах и свершениях усопшего, передать которую далеким потомкам могли только кладбищенские жизнеописания. Таким образом, обретенная благодаря каменным памятникам надежда на вечное пребывание «двойника» среди людей заставила египтян высказываться о взаимоотношениях не только с родственниками и сослуживцами, но со всем человечеством (в его древнеегипетском понимании), тем самым породив древнейший в мировой письменности многолюдный дискурс о нравственности и социальности
KW - Древний Египет
KW - Поминовение предков
KW - Заупокойный культ
KW - "Двойник"
KW - Каменный памятник
KW - Кладбищенские жизнеописания
KW - Ancient Egypt
KW - COMMEMORATION OF ANCESTORS
KW - MORTUARY CULT
KW - DOUBLE
KW - STONE MEMORIAL
KW - TOMB BIOGRAPHY
UR - https://www.mendeley.com/catalogue/cf16fa22-0c5d-319c-86cc-7d98e3e87369/
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=68622026
U2 - 10.31696/s086919080030828-7
DO - 10.31696/s086919080030828-7
M3 - статья
SP - 16
EP - 25
JO - Восток. Афро-азиатские общества: история и современность
JF - Восток. Афро-азиатские общества: история и современность
SN - 0869-1908
IS - 4
ER -
ID: 72015775