Standard

Почему обычай кладбищенских жизнеописаний возник в Древнем Египте? / Demidchik, Arkadiy.

In: Восток. Афро-азиатские общества: история и современность, No. 4, 2024, p. 16-25.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

Demidchik, A 2024, 'Почему обычай кладбищенских жизнеописаний возник в Древнем Египте?', Восток. Афро-азиатские общества: история и современность, no. 4, pp. 16-25. https://doi.org/10.31696/s086919080030828-7

APA

Demidchik, A. (2024). Почему обычай кладбищенских жизнеописаний возник в Древнем Египте? Восток. Афро-азиатские общества: история и современность, (4), 16-25. https://doi.org/10.31696/s086919080030828-7

Vancouver

Demidchik A. Почему обычай кладбищенских жизнеописаний возник в Древнем Египте? Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2024;(4):16-25. doi: 10.31696/s086919080030828-7

Author

Demidchik, Arkadiy. / Почему обычай кладбищенских жизнеописаний возник в Древнем Египте?. In: Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2024 ; No. 4. pp. 16-25.

BibTeX

@article{5ee2f9e76824430c830e83ff125ad747,
title = "Почему обычай кладбищенских жизнеописаний возник в Древнем Египте?",
abstract = "Кладбищенские жизнеописания - наиболее характерный жанр древнеегипетской письменности, развивавшийся со Старого царства вплоть до утверждения христианства. Статья отвечает на вопрос почему этот жанр впервые получил распространение именно в Древнем Египте. В религиях «пред-осевого времени» заупокойный культ умершего обычно обеспечивали его родственники и лишь сравнительно недолгое время; после этого «персональная идентичность» покойника «растворялась» в поминовении потомками всего их «сообщества усопших». Кладбищенские жизнеописания были поэтому излишни: ближайшие потомки были обязаны совершать культ в общем, независимо от заслуг и достоинств покойника - просто в силу обычаев родственной солидарности. А затем, обретя некое качественно иное состояние, «душа» усопшего уже не нуждалась в персональном культе, а значит, и в сохранении памяти о его жизни. Уникальной чертой древнеегипетской религии стала вера в возможность вечного существования и контакта с живущими одной из «душ» человека - его «двойника (kA)», остававшегося «на земле» благодаря гробничной каменной архитектуре и скульптуре. Однако вечное благоденствие «двойника» было невозможно без сохранности кладбищенских памятников и непрестанного исполнения ему поминального культа, что родственники усопшего обеспечить не могли: персональный поминальный культ нецарственных особ редко длился в Египте дольше столетия. Оставалось надеяться поэтому на почтение к покойному всего считавшегося вечным древнеегипетского социума. А побудить к этому могла лишь «добрая память» о социально полезных достоинствах и свершениях усопшего, передать которую далеким потомкам могли только кладбищенские жизнеописания. Таким образом, обретенная благодаря каменным памятникам надежда на вечное пребывание «двойника» среди людей заставила египтян высказываться о взаимоотношениях не только с родственниками и сослуживцами, но со всем человечеством (в его древнеегипетском понимании), тем самым породив древнейший в мировой письменности многолюдный дискурс о нравственности и социальности",
keywords = "Древний Египет, Поминовение предков, Заупокойный культ, {"}Двойник{"}, Каменный памятник, Кладбищенские жизнеописания, Ancient Egypt, COMMEMORATION OF ANCESTORS, MORTUARY CULT, DOUBLE, STONE MEMORIAL, TOMB BIOGRAPHY",
author = "Arkadiy Demidchik",
note = "Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-00155 «Культура взаимопомощи в цивилизации Древнего Египта (III - первая половина II тысячелетия до н.э.)», https://rscf.ru/ project/23-28-00155/ Демидчик, А. Е. Почему обычай кладбищенских жизнеописаний возник в Древнем Египте? / А. Е. Демидчик // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. – 2024. – № 4. – С. 16-25. – DOI 10.31696/S086919080030828-7.",
year = "2024",
doi = "10.31696/s086919080030828-7",
language = "русский",
pages = "16--25",
journal = "Восток. Афро-азиатские общества: история и современность",
issn = "0869-1908",
publisher = "Институт востоковедения РАН",
number = "4",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Почему обычай кладбищенских жизнеописаний возник в Древнем Египте?

AU - Demidchik, Arkadiy

N1 - Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-00155 «Культура взаимопомощи в цивилизации Древнего Египта (III - первая половина II тысячелетия до н.э.)», https://rscf.ru/ project/23-28-00155/ Демидчик, А. Е. Почему обычай кладбищенских жизнеописаний возник в Древнем Египте? / А. Е. Демидчик // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. – 2024. – № 4. – С. 16-25. – DOI 10.31696/S086919080030828-7.

PY - 2024

Y1 - 2024

N2 - Кладбищенские жизнеописания - наиболее характерный жанр древнеегипетской письменности, развивавшийся со Старого царства вплоть до утверждения христианства. Статья отвечает на вопрос почему этот жанр впервые получил распространение именно в Древнем Египте. В религиях «пред-осевого времени» заупокойный культ умершего обычно обеспечивали его родственники и лишь сравнительно недолгое время; после этого «персональная идентичность» покойника «растворялась» в поминовении потомками всего их «сообщества усопших». Кладбищенские жизнеописания были поэтому излишни: ближайшие потомки были обязаны совершать культ в общем, независимо от заслуг и достоинств покойника - просто в силу обычаев родственной солидарности. А затем, обретя некое качественно иное состояние, «душа» усопшего уже не нуждалась в персональном культе, а значит, и в сохранении памяти о его жизни. Уникальной чертой древнеегипетской религии стала вера в возможность вечного существования и контакта с живущими одной из «душ» человека - его «двойника (kA)», остававшегося «на земле» благодаря гробничной каменной архитектуре и скульптуре. Однако вечное благоденствие «двойника» было невозможно без сохранности кладбищенских памятников и непрестанного исполнения ему поминального культа, что родственники усопшего обеспечить не могли: персональный поминальный культ нецарственных особ редко длился в Египте дольше столетия. Оставалось надеяться поэтому на почтение к покойному всего считавшегося вечным древнеегипетского социума. А побудить к этому могла лишь «добрая память» о социально полезных достоинствах и свершениях усопшего, передать которую далеким потомкам могли только кладбищенские жизнеописания. Таким образом, обретенная благодаря каменным памятникам надежда на вечное пребывание «двойника» среди людей заставила египтян высказываться о взаимоотношениях не только с родственниками и сослуживцами, но со всем человечеством (в его древнеегипетском понимании), тем самым породив древнейший в мировой письменности многолюдный дискурс о нравственности и социальности

AB - Кладбищенские жизнеописания - наиболее характерный жанр древнеегипетской письменности, развивавшийся со Старого царства вплоть до утверждения христианства. Статья отвечает на вопрос почему этот жанр впервые получил распространение именно в Древнем Египте. В религиях «пред-осевого времени» заупокойный культ умершего обычно обеспечивали его родственники и лишь сравнительно недолгое время; после этого «персональная идентичность» покойника «растворялась» в поминовении потомками всего их «сообщества усопших». Кладбищенские жизнеописания были поэтому излишни: ближайшие потомки были обязаны совершать культ в общем, независимо от заслуг и достоинств покойника - просто в силу обычаев родственной солидарности. А затем, обретя некое качественно иное состояние, «душа» усопшего уже не нуждалась в персональном культе, а значит, и в сохранении памяти о его жизни. Уникальной чертой древнеегипетской религии стала вера в возможность вечного существования и контакта с живущими одной из «душ» человека - его «двойника (kA)», остававшегося «на земле» благодаря гробничной каменной архитектуре и скульптуре. Однако вечное благоденствие «двойника» было невозможно без сохранности кладбищенских памятников и непрестанного исполнения ему поминального культа, что родственники усопшего обеспечить не могли: персональный поминальный культ нецарственных особ редко длился в Египте дольше столетия. Оставалось надеяться поэтому на почтение к покойному всего считавшегося вечным древнеегипетского социума. А побудить к этому могла лишь «добрая память» о социально полезных достоинствах и свершениях усопшего, передать которую далеким потомкам могли только кладбищенские жизнеописания. Таким образом, обретенная благодаря каменным памятникам надежда на вечное пребывание «двойника» среди людей заставила египтян высказываться о взаимоотношениях не только с родственниками и сослуживцами, но со всем человечеством (в его древнеегипетском понимании), тем самым породив древнейший в мировой письменности многолюдный дискурс о нравственности и социальности

KW - Древний Египет

KW - Поминовение предков

KW - Заупокойный культ

KW - "Двойник"

KW - Каменный памятник

KW - Кладбищенские жизнеописания

KW - Ancient Egypt

KW - COMMEMORATION OF ANCESTORS

KW - MORTUARY CULT

KW - DOUBLE

KW - STONE MEMORIAL

KW - TOMB BIOGRAPHY

UR - https://www.mendeley.com/catalogue/cf16fa22-0c5d-319c-86cc-7d98e3e87369/

UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=68622026

U2 - 10.31696/s086919080030828-7

DO - 10.31696/s086919080030828-7

M3 - статья

SP - 16

EP - 25

JO - Восток. Афро-азиатские общества: история и современность

JF - Восток. Афро-азиатские общества: история и современность

SN - 0869-1908

IS - 4

ER -

ID: 72015775