Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Обучающий модуль в интегрированном курсе английского языка. / Гураль, Светлана Константиновна; Бариленко, Ирина Александровна.
In: Язык и культура, No. 61, 10, 2023, p. 193-214.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Обучающий модуль в интегрированном курсе английского языка
AU - Гураль, Светлана Константиновна
AU - Бариленко, Ирина Александровна
N1 - Гураль, С. К. Обучающий модуль в интегрированном курсе английского языка / С. К. Гураль, И. А. Бариленко // Язык и культура. – 2023. – № 61. – С. 193-214. – DOI 10.17223/19996195/61/11.
PY - 2023
Y1 - 2023
N2 - Обосновано, что системообразующим элементом модульных технологий обучения является обучающий модуль. Уточнена современная трактовка понятия «модуль» и показана целесообразность его применения как современного инновационного педагогического инструментария развития модульных технологий обучения. Выявлены основные инновационные преимущества модульных технологий по сравнению с традиционными формами обучения. Представлено описание структурных характеристик обучающего модуля в практике применения модульных технологий обучения в образовательном процессе. Процесс обучения должен быть организован так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие обучающихся. Организация деятельности ученика происходит через этапы постановки цели деятельности; планирования своих действий по реализации поставленной цели; самой деятельности и рефлексии полученных результатов. Учебная деятельность в разрезе системно-деятельностного подхода включает в себя следующие компоненты: учебная задача, учебные действия, действия самоконтроля и самооценки. Модульные технологии обучения обладают рядом инновационных преимуществ по сравнению с традиционными технологиями обучения: использование дидактического контента в рамках модульной технологии предоставляет обучаемым более широкую самостоятельность в усвоении новых знаний посредством выбора индивидуальных траекторий обучения при сочетании основных образовательных предметов с предметами профильной направленности, что позволит получить синергетический эффект нового знания; применение модульной технологии обучения в образовательном процессе коренным образом преобразует функциональные составляющие деятельности педагогов и обучаемых, а именно: у педагогов основной акцент смещается с трансляционной на консультационную деятельность; у обучаемых появляется возможность вместо пассивного восприятия дидактического контента использовать активные методы его усвоения в процессе обучения; для педагогов, применяющих модульные технологии обучения в образовательном процессе, появляются дополнительные возможности для промежуточного контроля уровня усвоения дидактического контента обучаемыми по завершении изучения каждого модуля, что позволит своевременно скорректировать индивидуальные траектории обучения; применение модульной технологии обучения в образовательном процессе обеспечивает обучение и подготовку будущих молодых специалистов в соответствии с набором требований по их будущей профессиональной специализации. Основная цель структуризации учебного предмета «Иностранный язык. Английский язык» и предметов естественно-научного цикла Специализированного учебно-научного центра Новосибирского государственного университета на модули заключается в разделении дидактического контента предметной и специализированной области на отдельные тематические единицы в зависимости о решаемых ими педагогических и профильно ориентированных задач, выборе для каждой тематической единицы наиболее эффективных форм и технологий ее изучения. На этом основании можно считать, что модуль представляет собой интегративную форму разных видов обучения в рамках дидактического контента. В нашем случае дидактический контент модуля отражает интеграцию нескольких учебных предметов. Приводятся примеры разработанных заданий интегрированного дистанционного гибридного модульного курса «Биология. Biology» для старшеклассников специализированной школы. Результаты исследования расширяют знания о дидактическом потенциале электронного обучения в формировании интегрированных компетенций и свидетельствуют о том, что внедрение модулей в образовательный процесс в специализированной школе способствует результативному формированию предметных, метапредметных и личностных компетенций старшеклассников.
AB - Обосновано, что системообразующим элементом модульных технологий обучения является обучающий модуль. Уточнена современная трактовка понятия «модуль» и показана целесообразность его применения как современного инновационного педагогического инструментария развития модульных технологий обучения. Выявлены основные инновационные преимущества модульных технологий по сравнению с традиционными формами обучения. Представлено описание структурных характеристик обучающего модуля в практике применения модульных технологий обучения в образовательном процессе. Процесс обучения должен быть организован так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие обучающихся. Организация деятельности ученика происходит через этапы постановки цели деятельности; планирования своих действий по реализации поставленной цели; самой деятельности и рефлексии полученных результатов. Учебная деятельность в разрезе системно-деятельностного подхода включает в себя следующие компоненты: учебная задача, учебные действия, действия самоконтроля и самооценки. Модульные технологии обучения обладают рядом инновационных преимуществ по сравнению с традиционными технологиями обучения: использование дидактического контента в рамках модульной технологии предоставляет обучаемым более широкую самостоятельность в усвоении новых знаний посредством выбора индивидуальных траекторий обучения при сочетании основных образовательных предметов с предметами профильной направленности, что позволит получить синергетический эффект нового знания; применение модульной технологии обучения в образовательном процессе коренным образом преобразует функциональные составляющие деятельности педагогов и обучаемых, а именно: у педагогов основной акцент смещается с трансляционной на консультационную деятельность; у обучаемых появляется возможность вместо пассивного восприятия дидактического контента использовать активные методы его усвоения в процессе обучения; для педагогов, применяющих модульные технологии обучения в образовательном процессе, появляются дополнительные возможности для промежуточного контроля уровня усвоения дидактического контента обучаемыми по завершении изучения каждого модуля, что позволит своевременно скорректировать индивидуальные траектории обучения; применение модульной технологии обучения в образовательном процессе обеспечивает обучение и подготовку будущих молодых специалистов в соответствии с набором требований по их будущей профессиональной специализации. Основная цель структуризации учебного предмета «Иностранный язык. Английский язык» и предметов естественно-научного цикла Специализированного учебно-научного центра Новосибирского государственного университета на модули заключается в разделении дидактического контента предметной и специализированной области на отдельные тематические единицы в зависимости о решаемых ими педагогических и профильно ориентированных задач, выборе для каждой тематической единицы наиболее эффективных форм и технологий ее изучения. На этом основании можно считать, что модуль представляет собой интегративную форму разных видов обучения в рамках дидактического контента. В нашем случае дидактический контент модуля отражает интеграцию нескольких учебных предметов. Приводятся примеры разработанных заданий интегрированного дистанционного гибридного модульного курса «Биология. Biology» для старшеклассников специализированной школы. Результаты исследования расширяют знания о дидактическом потенциале электронного обучения в формировании интегрированных компетенций и свидетельствуют о том, что внедрение модулей в образовательный процесс в специализированной школе способствует результативному формированию предметных, метапредметных и личностных компетенций старшеклассников.
KW - Модульные тезнологии обучения
KW - Обучающий модуль
KW - Дидактический контент
KW - MODULAR TRAINING
KW - TECHNOLOGIES TRAINING MODULE
KW - DIDACTIC CONTENT
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50750958
U2 - 10.17223/19996195/61/11
DO - 10.17223/19996195/61/11
M3 - статья
SP - 193
EP - 214
JO - Язык и культура
JF - Язык и культура
SN - 1999-6195
IS - 61
M1 - 10
ER -
ID: 68316144