Прокреативный смысл детства и старости человека. / Сандакова, Людмила Борисовна; Сидорова, Татьяна Александровна.
Человек как открытая целостность. Новосибирск : Академиздат, 2022. p. 168-183.Research output: Chapter in Book/Report/Conference proceeding › Chapter › Research › peer-review
}
TY - CHAP
T1 - Прокреативный смысл детства и старости человека
AU - Сандакова, Людмила Борисовна
AU - Сидорова, Татьяна Александровна
N1 - Сандакова Л.Б., Сидорова Т.А. Прокреативный смысл детства и старости человека // Человек как открытая целостность / Институт философии Российской академии наук. – Новосибирск : Общество с ограниченной ответственностью "Академиздат", 2022. – С. 168-183. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (грант № 20-011-00609 А «Прокреация: фундаментальные и прикладные аспекты социокультурных норм - язык междисциплинарного дискурса»).
PY - 2022
Y1 - 2022
N2 - Проблемы творческой природы человека, его принципиальной незавершенности как ключевые идеи философской антропологии не могут быть полноценно осмыслены без обращения к отношениям между поколениями. Многопоколенные связи рассматриваются в качестве специфического свойства человеческого бытия и основания для прокреативного, творческого самоосуществления индивидов. Творчество - это создание нового, как и рождение человека, встреча ребенка с миром, опыт детства. Для зрелого человека на завершающем этапе жизни это еще и выход за границы наличного бытия, прорыв к Другому, встреча с ребенком, проблематизирующая тотальность ставшего, очевидность присутствующего. Раскрывается и обосновывается идея о том, что феномены детства и старости, закрепленные и оформленные во всех конкретно-исторических проявлениях в человеческой культуре, содержат потенциал неопределенности и творчества, следовательно во многом обеспечивают растущее многообразие культуры: через связь и различение поколений выстраиваются новые смыслы и культурообразующие формы деятельности. Терминологическая многозначность понятий «детство» и «старость» требует принимать во внимание различные исследовательские проекции и подходы для выявления их прокреативных значений. Авторы опираются на философские концепции экзистенциальной коммуникации К. Ясперса и онтологического диалога М. Бубера, а также на ряд социально-гуманитарных исследований и концептов в области психологии, культурной антропологии, демографии, филологии, педагогики, позволяющих обнаружить прокреативные значения в связи детства и старости человека. Аксиологическое измерение этой связи, по мнению авторов, может быть обозначено как «прокреативная солидарность».
AB - Проблемы творческой природы человека, его принципиальной незавершенности как ключевые идеи философской антропологии не могут быть полноценно осмыслены без обращения к отношениям между поколениями. Многопоколенные связи рассматриваются в качестве специфического свойства человеческого бытия и основания для прокреативного, творческого самоосуществления индивидов. Творчество - это создание нового, как и рождение человека, встреча ребенка с миром, опыт детства. Для зрелого человека на завершающем этапе жизни это еще и выход за границы наличного бытия, прорыв к Другому, встреча с ребенком, проблематизирующая тотальность ставшего, очевидность присутствующего. Раскрывается и обосновывается идея о том, что феномены детства и старости, закрепленные и оформленные во всех конкретно-исторических проявлениях в человеческой культуре, содержат потенциал неопределенности и творчества, следовательно во многом обеспечивают растущее многообразие культуры: через связь и различение поколений выстраиваются новые смыслы и культурообразующие формы деятельности. Терминологическая многозначность понятий «детство» и «старость» требует принимать во внимание различные исследовательские проекции и подходы для выявления их прокреативных значений. Авторы опираются на философские концепции экзистенциальной коммуникации К. Ясперса и онтологического диалога М. Бубера, а также на ряд социально-гуманитарных исследований и концептов в области психологии, культурной антропологии, демографии, филологии, педагогики, позволяющих обнаружить прокреативные значения в связи детства и старости человека. Аксиологическое измерение этой связи, по мнению авторов, может быть обозначено как «прокреативная солидарность».
KW - человек
KW - культура
KW - творчество
KW - прокреация
KW - экзистенциальная коммуникация
KW - детство человека
KW - старость человека
KW - прародительский опыт
KW - межпоколенческая взаимосвязь
KW - прокреативная солидарность
KW - концепция геротрансценденции
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50164651&pff=1
U2 - 10.24412/cl-36976-2022-1-168-183
DO - 10.24412/cl-36976-2022-1-168-183
M3 - глава/раздел
SN - 978-5-6048682-9-4
SP - 168
EP - 183
BT - Человек как открытая целостность
PB - Академиздат
CY - Новосибирск
ER -
ID: 47070568