Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Исторические таблицы В. А. Жуковского. / Долгушин, Дмитрий Владимирович.
In: Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки, Vol. 1 (108), 2022, p. 89-103.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Исторические таблицы В. А. Жуковского
AU - Долгушин, Дмитрий Владимирович
N1 - Работа выполнена по гранту РФФИ № 20-012-00529 Долгушин, Д. В. Исторические таблицы В.А. Жуковского / Д. В. Долгушин // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. – 2022. – № 1(108). – С. 89-103. – DOI 10.22204/2587-8956-2022-108-01-89-103.
PY - 2022
Y1 - 2022
N2 - В статье представлены результаты исследования одного из малоизученных произведений В.А.Жуковского - разработанных им таблиц для преподавания истории. Впервые Жуковский познакомился с дидактическим жанром таблиц по истории в 1810 г., когда он, занимаясь самообразованием, использовал разработки Д.Хюблера и Х.Шлёцера. Историко--географические карты Х.Шлёцера, интегрированные с синхронистическими таблицами, и методологические идеи его отца, А.Л.Шлёцера, стали для Жуковского образцом, определившим его дальнейшие поиски в области дидактики. Расцвет деятельности Жуковского--педагога пришёлся на период его службы при дворе. В это время им была разработана особая система преподавания с помощью таблиц, снабжённых особыми мнемоническими знаками. Довести разработку этой системы до конца Жуковский не успел и попытался вернуться к решению этой задачи незадолго до смерти, когда взялся за разработку «Первоначального курса обучения» для своих детей. В «Первоначальном курсе» знаки, разработанные Жуковским, стали употребляться не только для соотнесения события с датой, но и для шифрации нарративного текста. Развёртывание его обратно в нарратив во время расшифровки, осуществляемой учеником, и составляло суть дидактического замысла Жуковского.
AB - В статье представлены результаты исследования одного из малоизученных произведений В.А.Жуковского - разработанных им таблиц для преподавания истории. Впервые Жуковский познакомился с дидактическим жанром таблиц по истории в 1810 г., когда он, занимаясь самообразованием, использовал разработки Д.Хюблера и Х.Шлёцера. Историко--географические карты Х.Шлёцера, интегрированные с синхронистическими таблицами, и методологические идеи его отца, А.Л.Шлёцера, стали для Жуковского образцом, определившим его дальнейшие поиски в области дидактики. Расцвет деятельности Жуковского--педагога пришёлся на период его службы при дворе. В это время им была разработана особая система преподавания с помощью таблиц, снабжённых особыми мнемоническими знаками. Довести разработку этой системы до конца Жуковский не успел и попытался вернуться к решению этой задачи незадолго до смерти, когда взялся за разработку «Первоначального курса обучения» для своих детей. В «Первоначальном курсе» знаки, разработанные Жуковским, стали употребляться не только для соотнесения события с датой, но и для шифрации нарративного текста. Развёртывание его обратно в нарратив во время расшифровки, осуществляемой учеником, и составляло суть дидактического замысла Жуковского.
KW - В. А. Жуковский
KW - Русский романтизм
KW - А. Л. Шлёцер
KW - Исторические таблицы
KW - Придворная педагогика
KW - Царская педагогик
KW - Александр II
KW - Vasily Zhukovsky
KW - Russian romanticism
KW - AUGUST LUDWIG VON SCHLÖZER
KW - CHRISTIAN VON SCHLÖZER
KW - HISTORY TABLES
KW - ROYAL COURT TEACHING
KW - TSARIST PEDAGOGICS
KW - ALEXANDER II
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=50008204
U2 - 10.22204/2587-8956-2022-108-01-89-103
DO - 10.22204/2587-8956-2022-108-01-89-103
M3 - статья
VL - 1 (108)
SP - 89
EP - 103
JO - Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки
JF - Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки
SN - 2587-8956
ER -
ID: 72070904