Standard

Предпосылки индивидуализма (статья вторая). / Donskikh, Oleg.

In: Schole, Vol. 18, No. 1, 18, 2024, p. 286-317.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Donskikh O. Предпосылки индивидуализма (статья вторая). Schole. 2024;18(1):286-317. 18. doi: 10.25205/1995-4328-2024-18-1-286-317

Author

BibTeX

@article{3fa69516ccee4453a2de2453ce9ce128,
title = "Предпосылки индивидуализма (статья вторая)",
abstract = "В данной статье рассматривается вопрос о том, как личностное начало, ставшее отправной точкой движения к индивидуальному мышлению, проявилось в культуре древнего Израиля и культуре древней Индии. В статье сделана попытка описать особенности этих культур, которые, в отличие от древнеегипетской и шумеро-аккадской, позволили пройти этот путь до конца. В израильской культуре прослеживается процесс формирования монотеизма от догосударственного периода до великих пророков. Отмечается, что социально-политическая жизнь, с такой силой определявшая статус человека в ряде других ближневосточных культур, в израильской культуре была подчинена религиозной жизни, которая по-другому определяла понимание статуса человека. При этом постепенно преодолевается генотеизм. В сознании израильского народа утверждается идея полной зависимости от Бога, который открывает себя через пророков и устанавливает требование личного отношения к нему. В то же время Бог, выступающий гарантом справедливости, раскрывается через проблему теодицеи, которая может быть поставлена и осознана во всей глубине только свободной личностью. Движение мысли в древней Индии оказывается противоположным тому, что мы видим в древнем Израиле: если последний утверждается через долгое, но упорное движение к монотеизму, то индийский брахманизм принимает великое многообразие божественной реальности и через утверждение ее единства лишь умножает число ее составляющих Решающим периодом для возникновения индивидуального сознания стал период Упанишад. В это время углубленное осмысление текстов Вед приводит к тому, что над религиозным знанием надстраивается философское. Специфика индийского сознания определяется длительным периодом его устного существования, когда звучащая речь в ритуале или в процессе медитации приобретает ключевое значение в осознании единства мира. Индивидуальное сознание проявляется в процессе концентрации, направленной на понимание, а не на автоматическое воспроизведение ритуальных мантр. Не последнюю роль здесь сыграла практика аскетизма. Как и в ряде других культур в Индии в осевое время появляется реальное авторство как важный признак осознания индивидуального творчества.",
keywords = "Ancient India, Ancient Israel, Brahmanism, Upanishads, asceticism, authorship, mantras, meditation, monotheism, ДРЕВНИЙ ИЗРАИЛЬ, ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ, МОНОТЕИЗМ, БРАХМАНИЗМ, УПАНИШАДЫ, МАНТРЫ, МЕДИТАЦИЯ, АСКЕТИЗМ, АВТОРСТВО",
author = "Oleg Donskikh",
note = "Донских О.А. Предпосылки индивидуализма (статья вторая) // Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. – 2024. – Т. 18. - № 1. – С. 286-317. Работа выполнена при поддержке РНФ № 22-18-00025. https://rscf.ru/project/22-18-00025/.",
year = "2024",
doi = "10.25205/1995-4328-2024-18-1-286-317",
language = "русский",
volume = "18",
pages = "286--317",
journal = "Schole",
issn = "1995-4328",
publisher = "Редакционно-издательский центр НГУ",
number = "1",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Предпосылки индивидуализма (статья вторая)

AU - Donskikh, Oleg

N1 - Донских О.А. Предпосылки индивидуализма (статья вторая) // Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. – 2024. – Т. 18. - № 1. – С. 286-317. Работа выполнена при поддержке РНФ № 22-18-00025. https://rscf.ru/project/22-18-00025/.

PY - 2024

Y1 - 2024

N2 - В данной статье рассматривается вопрос о том, как личностное начало, ставшее отправной точкой движения к индивидуальному мышлению, проявилось в культуре древнего Израиля и культуре древней Индии. В статье сделана попытка описать особенности этих культур, которые, в отличие от древнеегипетской и шумеро-аккадской, позволили пройти этот путь до конца. В израильской культуре прослеживается процесс формирования монотеизма от догосударственного периода до великих пророков. Отмечается, что социально-политическая жизнь, с такой силой определявшая статус человека в ряде других ближневосточных культур, в израильской культуре была подчинена религиозной жизни, которая по-другому определяла понимание статуса человека. При этом постепенно преодолевается генотеизм. В сознании израильского народа утверждается идея полной зависимости от Бога, который открывает себя через пророков и устанавливает требование личного отношения к нему. В то же время Бог, выступающий гарантом справедливости, раскрывается через проблему теодицеи, которая может быть поставлена и осознана во всей глубине только свободной личностью. Движение мысли в древней Индии оказывается противоположным тому, что мы видим в древнем Израиле: если последний утверждается через долгое, но упорное движение к монотеизму, то индийский брахманизм принимает великое многообразие божественной реальности и через утверждение ее единства лишь умножает число ее составляющих Решающим периодом для возникновения индивидуального сознания стал период Упанишад. В это время углубленное осмысление текстов Вед приводит к тому, что над религиозным знанием надстраивается философское. Специфика индийского сознания определяется длительным периодом его устного существования, когда звучащая речь в ритуале или в процессе медитации приобретает ключевое значение в осознании единства мира. Индивидуальное сознание проявляется в процессе концентрации, направленной на понимание, а не на автоматическое воспроизведение ритуальных мантр. Не последнюю роль здесь сыграла практика аскетизма. Как и в ряде других культур в Индии в осевое время появляется реальное авторство как важный признак осознания индивидуального творчества.

AB - В данной статье рассматривается вопрос о том, как личностное начало, ставшее отправной точкой движения к индивидуальному мышлению, проявилось в культуре древнего Израиля и культуре древней Индии. В статье сделана попытка описать особенности этих культур, которые, в отличие от древнеегипетской и шумеро-аккадской, позволили пройти этот путь до конца. В израильской культуре прослеживается процесс формирования монотеизма от догосударственного периода до великих пророков. Отмечается, что социально-политическая жизнь, с такой силой определявшая статус человека в ряде других ближневосточных культур, в израильской культуре была подчинена религиозной жизни, которая по-другому определяла понимание статуса человека. При этом постепенно преодолевается генотеизм. В сознании израильского народа утверждается идея полной зависимости от Бога, который открывает себя через пророков и устанавливает требование личного отношения к нему. В то же время Бог, выступающий гарантом справедливости, раскрывается через проблему теодицеи, которая может быть поставлена и осознана во всей глубине только свободной личностью. Движение мысли в древней Индии оказывается противоположным тому, что мы видим в древнем Израиле: если последний утверждается через долгое, но упорное движение к монотеизму, то индийский брахманизм принимает великое многообразие божественной реальности и через утверждение ее единства лишь умножает число ее составляющих Решающим периодом для возникновения индивидуального сознания стал период Упанишад. В это время углубленное осмысление текстов Вед приводит к тому, что над религиозным знанием надстраивается философское. Специфика индийского сознания определяется длительным периодом его устного существования, когда звучащая речь в ритуале или в процессе медитации приобретает ключевое значение в осознании единства мира. Индивидуальное сознание проявляется в процессе концентрации, направленной на понимание, а не на автоматическое воспроизведение ритуальных мантр. Не последнюю роль здесь сыграла практика аскетизма. Как и в ряде других культур в Индии в осевое время появляется реальное авторство как важный признак осознания индивидуального творчества.

KW - Ancient India

KW - Ancient Israel

KW - Brahmanism

KW - Upanishads

KW - asceticism

KW - authorship

KW - mantras

KW - meditation

KW - monotheism

KW - ДРЕВНИЙ ИЗРАИЛЬ

KW - ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ

KW - МОНОТЕИЗМ

KW - БРАХМАНИЗМ

KW - УПАНИШАДЫ

KW - МАНТРЫ

KW - МЕДИТАЦИЯ

KW - АСКЕТИЗМ

KW - АВТОРСТВО

UR - https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85186518607&origin=inward&txGid=ddef54b76b5a4505f461ce31197f2607

UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=69026949

UR - https://www.mendeley.com/catalogue/536a4608-313e-3a37-b84c-806329de8423/

U2 - 10.25205/1995-4328-2024-18-1-286-317

DO - 10.25205/1995-4328-2024-18-1-286-317

M3 - статья

VL - 18

SP - 286

EP - 317

JO - Schole

JF - Schole

SN - 1995-4328

IS - 1

M1 - 18

ER -

ID: 60463804