Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Предпосылки индивидуализма (статья вторая). / Donskikh, Oleg.
In: Schole, Vol. 18, No. 1, 18, 2024, p. 286-317.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Предпосылки индивидуализма (статья вторая)
AU - Donskikh, Oleg
N1 - Донских О.А. Предпосылки индивидуализма (статья вторая) // Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. – 2024. – Т. 18. - № 1. – С. 286-317. Работа выполнена при поддержке РНФ № 22-18-00025. https://rscf.ru/project/22-18-00025/.
PY - 2024
Y1 - 2024
N2 - В данной статье рассматривается вопрос о том, как личностное начало, ставшее отправной точкой движения к индивидуальному мышлению, проявилось в культуре древнего Израиля и культуре древней Индии. В статье сделана попытка описать особенности этих культур, которые, в отличие от древнеегипетской и шумеро-аккадской, позволили пройти этот путь до конца. В израильской культуре прослеживается процесс формирования монотеизма от догосударственного периода до великих пророков. Отмечается, что социально-политическая жизнь, с такой силой определявшая статус человека в ряде других ближневосточных культур, в израильской культуре была подчинена религиозной жизни, которая по-другому определяла понимание статуса человека. При этом постепенно преодолевается генотеизм. В сознании израильского народа утверждается идея полной зависимости от Бога, который открывает себя через пророков и устанавливает требование личного отношения к нему. В то же время Бог, выступающий гарантом справедливости, раскрывается через проблему теодицеи, которая может быть поставлена и осознана во всей глубине только свободной личностью. Движение мысли в древней Индии оказывается противоположным тому, что мы видим в древнем Израиле: если последний утверждается через долгое, но упорное движение к монотеизму, то индийский брахманизм принимает великое многообразие божественной реальности и через утверждение ее единства лишь умножает число ее составляющих Решающим периодом для возникновения индивидуального сознания стал период Упанишад. В это время углубленное осмысление текстов Вед приводит к тому, что над религиозным знанием надстраивается философское. Специфика индийского сознания определяется длительным периодом его устного существования, когда звучащая речь в ритуале или в процессе медитации приобретает ключевое значение в осознании единства мира. Индивидуальное сознание проявляется в процессе концентрации, направленной на понимание, а не на автоматическое воспроизведение ритуальных мантр. Не последнюю роль здесь сыграла практика аскетизма. Как и в ряде других культур в Индии в осевое время появляется реальное авторство как важный признак осознания индивидуального творчества.
AB - В данной статье рассматривается вопрос о том, как личностное начало, ставшее отправной точкой движения к индивидуальному мышлению, проявилось в культуре древнего Израиля и культуре древней Индии. В статье сделана попытка описать особенности этих культур, которые, в отличие от древнеегипетской и шумеро-аккадской, позволили пройти этот путь до конца. В израильской культуре прослеживается процесс формирования монотеизма от догосударственного периода до великих пророков. Отмечается, что социально-политическая жизнь, с такой силой определявшая статус человека в ряде других ближневосточных культур, в израильской культуре была подчинена религиозной жизни, которая по-другому определяла понимание статуса человека. При этом постепенно преодолевается генотеизм. В сознании израильского народа утверждается идея полной зависимости от Бога, который открывает себя через пророков и устанавливает требование личного отношения к нему. В то же время Бог, выступающий гарантом справедливости, раскрывается через проблему теодицеи, которая может быть поставлена и осознана во всей глубине только свободной личностью. Движение мысли в древней Индии оказывается противоположным тому, что мы видим в древнем Израиле: если последний утверждается через долгое, но упорное движение к монотеизму, то индийский брахманизм принимает великое многообразие божественной реальности и через утверждение ее единства лишь умножает число ее составляющих Решающим периодом для возникновения индивидуального сознания стал период Упанишад. В это время углубленное осмысление текстов Вед приводит к тому, что над религиозным знанием надстраивается философское. Специфика индийского сознания определяется длительным периодом его устного существования, когда звучащая речь в ритуале или в процессе медитации приобретает ключевое значение в осознании единства мира. Индивидуальное сознание проявляется в процессе концентрации, направленной на понимание, а не на автоматическое воспроизведение ритуальных мантр. Не последнюю роль здесь сыграла практика аскетизма. Как и в ряде других культур в Индии в осевое время появляется реальное авторство как важный признак осознания индивидуального творчества.
KW - Ancient India
KW - Ancient Israel
KW - Brahmanism
KW - Upanishads
KW - asceticism
KW - authorship
KW - mantras
KW - meditation
KW - monotheism
KW - ДРЕВНИЙ ИЗРАИЛЬ
KW - ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
KW - МОНОТЕИЗМ
KW - БРАХМАНИЗМ
KW - УПАНИШАДЫ
KW - МАНТРЫ
KW - МЕДИТАЦИЯ
KW - АСКЕТИЗМ
KW - АВТОРСТВО
UR - https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85186518607&origin=inward&txGid=ddef54b76b5a4505f461ce31197f2607
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=69026949
UR - https://www.mendeley.com/catalogue/536a4608-313e-3a37-b84c-806329de8423/
U2 - 10.25205/1995-4328-2024-18-1-286-317
DO - 10.25205/1995-4328-2024-18-1-286-317
M3 - статья
VL - 18
SP - 286
EP - 317
JO - Schole
JF - Schole
SN - 1995-4328
IS - 1
M1 - 18
ER -
ID: 60463804