Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Путь в никуда : социальная политика комитета членов всероссийского учредительного собрания (июнь - ноябрь 1918 г.). / Rynkov, V. M.
In: Modern History of Russia, Vol. 9, No. 1, 7, 01.01.2019, p. 110-132.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Путь в никуда
T2 - социальная политика комитета членов всероссийского учредительного собрания (июнь - ноябрь 1918 г.)
AU - Rynkov, V. M.
N1 - Рынков В.М. Путь в никуда: социальная политика комитета членов всероссийского учредительного собрания (июнь - ноябрь 1918 г.) // Новейшая история России. - 2019. - Т. 9. - № 1. - С. 110-132
PY - 2019/1/1
Y1 - 2019/1/1
N2 - Социальная политика Комитета членов Всероссийского учредительного собрания (Комуча) определяется в статье как одна из важнейших составляющих его деятельности, наиболее полно отражающих специфику «третьего пути» в Гражданской войне. Историографический анализ свидетельствует, что до сих пор внимание исследователей привлекали только ее отдельные аспекты, а целостное видение не сформировалось. Автор выявляет специфику взаимодействия власти и общества при Комуче. Включение в процесс принятия решений множества разнородных объединений привело к формированию полицентрической модели выработки социальной политики, которая и реализовывалась как результат взаимодействия разных политических сил. Исследованы основные направления социальной политики Комуча: регулирование имущественных отношений, социально-трудовая сфера, помощь беженцам, поддержка военнослужащих и их семей, социальные трансферты, политика в сфере образования. Кроме первых двух, остальные оставались в зачаточном состоянии. Наряду с началом возвращения собственности поволжское правительство продолжало изъятия, а большую часть национализированного передало органам местного самоуправления. Многочисленные предписания в области развития рабочего законодательства ориентировались на установления социального компромисса, к достижению которого не было материальных и политических предпосылок. Комуч стремился минимизировать социальные расходы, разгрузить правительственный аппарат, переложив социальные обязательства на органы местного самоуправления, предпринимателей, общественные организации. Помощь социально необеспеченным группам оказывалась эпизодическая, в основном на последнем этапе существования органов власти Комуча, и нацеливалась преимущественно на помощь правительственным служащим. Нормативные предписания Комуча плохо согласовывались с его собственными декларациями, не соответствовали представлениям основных групп населения о социальной справедливости и не могли быть реализованы в сложившейся общественной ситуации. Органы местного самоуправления, армия, мощные общественные корпорации, такие как профессиональные союзы, предпринимательские организации, советы кварталов и др., игнорировали предписания власти и действовали исходя из собственных интересов.
AB - Социальная политика Комитета членов Всероссийского учредительного собрания (Комуча) определяется в статье как одна из важнейших составляющих его деятельности, наиболее полно отражающих специфику «третьего пути» в Гражданской войне. Историографический анализ свидетельствует, что до сих пор внимание исследователей привлекали только ее отдельные аспекты, а целостное видение не сформировалось. Автор выявляет специфику взаимодействия власти и общества при Комуче. Включение в процесс принятия решений множества разнородных объединений привело к формированию полицентрической модели выработки социальной политики, которая и реализовывалась как результат взаимодействия разных политических сил. Исследованы основные направления социальной политики Комуча: регулирование имущественных отношений, социально-трудовая сфера, помощь беженцам, поддержка военнослужащих и их семей, социальные трансферты, политика в сфере образования. Кроме первых двух, остальные оставались в зачаточном состоянии. Наряду с началом возвращения собственности поволжское правительство продолжало изъятия, а большую часть национализированного передало органам местного самоуправления. Многочисленные предписания в области развития рабочего законодательства ориентировались на установления социального компромисса, к достижению которого не было материальных и политических предпосылок. Комуч стремился минимизировать социальные расходы, разгрузить правительственный аппарат, переложив социальные обязательства на органы местного самоуправления, предпринимателей, общественные организации. Помощь социально необеспеченным группам оказывалась эпизодическая, в основном на последнем этапе существования органов власти Комуча, и нацеливалась преимущественно на помощь правительственным служащим. Нормативные предписания Комуча плохо согласовывались с его собственными декларациями, не соответствовали представлениям основных групп населения о социальной справедливости и не могли быть реализованы в сложившейся общественной ситуации. Органы местного самоуправления, армия, мощные общественные корпорации, такие как профессиональные союзы, предпринимательские организации, советы кварталов и др., игнорировали предписания власти и действовали исходя из собственных интересов.
KW - Civil war
KW - Komuch
KW - Legislation
KW - Political regime
KW - Povolzhye
KW - Social policy
KW - Urals
KW - Komuch
KW - social policy
KW - civil war
KW - political regime
KW - legislation
KW - Povolzhye
KW - Urals
UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85064841309&partnerID=8YFLogxK
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38234501
U2 - 10.21638/11701/spbu24.2019.107
DO - 10.21638/11701/spbu24.2019.107
M3 - статья
AN - SCOPUS:85064841309
VL - 9
SP - 110
EP - 132
JO - Новейшая история России
JF - Новейшая история России
SN - 2219-9659
IS - 1
M1 - 7
ER -
ID: 19629214